Социальное партнерство

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

4. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Данная форма социального партнерства получила новый импульс для своего развития в связи с восстановлением прежней практики разрешения трудовых споров на уровне организации, которая была установлена КЗоТ РСФСР еще в 1922 г. и предусматривала досудебное разрешение трудовых споров в порядке примирительного разбирательства в расценочно-конфликтных комиссиях (РКК), образуемых на началах паритетного представительства сторон (ст. 168).

Этот принцип досудебного разрешения трудовых споров был сохранен в КЗоТ РСФСР (1971), в ст. 203 которого устанавливалось, что КТС состоит из равного числа представителей профсоюзного комитета организации и представителей администрации. КЗоТ РФ в ред. от 25 сентября 1992 г. изменил принцип организации КТС, установив, что КТС избирается общим собранием (конференцией) трудового коллектива организации, т.е. органом, представляющим только одну из сторон трудовых отношений (работников). Трудовой кодекс в ст. 384 гл. 60 «Рассмотрение индивидуальных трудовых споров» установил порядок образования КТС «по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя». При этом представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Это означает, что деятельность КТС строится на принципе социального партнерства и является одной из важнейших и практически значимых его форм.

Заключение коллективного договора, соглашения и их подписание являются начальным моментом действия достигнутых сторонами договоренностей. Чтобы эти договоренности не остались на бумаге, а обеспечили решение проблем, являющихся предметом взаимных обязательств сторон в области регулирования социально-трудовых отношений, ТК РФ предусматривает организацию контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ осуществление контроля за выполнением достигнутых договоренностей, оформленных коллективным договором, соглашением, возлагается прежде всего на стороны социального партнерства, их представителей, интересы которых по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отражены в этих договорных правовых актах.

При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Но поскольку заинтересованным участником социального партнерства, особенно на уровне Российской Федерации и ее субъектов, являются и органы государственной власти, то контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений возложен на соответствующие органы — от Министерства труда и социального развития РФ до органов по труду, действующих на уровне муниципальных образований Соловьев А. Недействительность коллективного договора // эж-ЮРИСТ. 2004. N 9. С. 11. .

В частности, формой такого контроля является государственная регистрация коллективного договора, соглашения (ст. 50 ТК РФ).

Представители работодателя (работодателей) должны в течение семи дней со дня подписания коллективного договора, соглашения направить их на уведомительную регистрацию в орган по труду соответствующего уровня.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Органы социального партнерства.
– соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Органы социального партнерства.

Органами социального партнерства являются комиссии по регули­рованию социально-трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях (федеральном, региональном, территориальном, отраслевом) на равноправной основе из представителей сторон социального парт­нерства.

На федеральном уровне создана постоянно действующая Россий­ская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых

отношений, членами которой являются представители общероссий­ского объединения профсоюзов, общероссийского объединения рабо­тодателей и Правительства РФ. Деятельность ее регулируется Зако­ном РФ от 1 мая 1999 г.

На уровне субъектов РФ могут создаваться трехсторонние комис­сии по регулированию социально-трудовых отношений, действующие в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Деятельность территориальных комиссий (городских, районных) осу­ществляется в соответствии с законами субъектов РФ и положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут создаваться на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ для подготовки отраслевых соглашений и их заключения.

баннер

Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство — сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах (общественно-политическом, экономическом, правовом и др.) приводит к формулированию его различных понятий.

Из многообразия отношений по социальному партнерству ТК РФ выделяет отношения в сфере труда и формулирует легальное отделение понятия «социальное партнерство».

Социальное партнерство в сфере труда — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Если формулировать юридическое понятие социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее.

Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального партнерства.

Правовое положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

Работники и работодатели — стороны социального партнерства, действующие через своих полномочных представителей, уполномоченных в установленном порядке (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Также участниками отношений по социальному партнерству выступают органы государственной власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также исполнительные).

Органы исполнительной власти представляют государство в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы местного самоуправления, будучи участниками отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

Поскольку, представитель действует от имени представляемого и в его интересах, он самостоятельной стороной социального партнерства не является.

Государство в лице правотворческих органов определяет правовое положение сторон и участников отношений социального партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т.е. регулирует нормами права эти отношения.

Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей — установление минимальных социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений на основе социального партнерства. В связи с этим существенно повышается роль установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *