Комментарий к статье 24 ТК РФ
Принципы, сформулированные в ст. 24 ТК, лежат в основе взаимоотношений, возникающих не только при заключении коллективных договоров и соглашений, но и в других аспектах социального партнерства, связанных, в частности, с реализацией права работников на участие в управлении организацией (см. ст. 53 ТК и коммент. к ней).

Другой комментарий к статье 24 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет двенадцать основных принципов социального партнерства, то есть основные правила построения взаимоотношений в указанной сфере. Данные принципы должны лежать в основе любых отношений по социальному партнерству.

Итак, среди основных принципов социального партнерства комментируемая статья выделяет следующие:
— равноправие сторон. Напомним, что сторонами социального партнерства в сфере труда являются работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления. Принцип равноправия предполагает равные права всех сторон социального партнерства по участию в коллективных переговорах, совместному принятию решений. Каждая из сторон может выступить инициатором коллективных переговоров и т.п.;
— уважение и учет интересов сторон. Данный принцип непосредственно связан с принципом равноправия и предполагает обязательность учета мнения каждой стороны социального партнерства, а также недопустимость приоритета интересов одной из сторон, например, при проведении коллективных переговоров. Собственно, соблюдение интересов всех сторон социального партнерства путем принятия компромиссных решений является одной из основных целей переговоров;
— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях означает, что путем достижения определенных договоренностей стороны приходят к взаимовыгодному сотрудничеству, причем данная цель является интересом договаривающихся сторон социального партнерства;
— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Данный принцип подразумевает, в первую очередь, законодательное регулирование социального партнерства в сфере труда, причем такое регулирование должно основываться на принципе равноправия сторон. Кроме того, государственное содействие может выражаться в реализации разного рода государственных программ и проектов, направленных на развитие социального партнерства. Например, в рамках государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 298, запланировано основное мероприятие «Развитие социального партнерства». В качестве основного направления реализации данного мероприятия предполагается взаимодействие сторон социального партнерства по наиболее актуальным вопросам трудового законодательства, а в качестве ожидаемого непосредственного результата — совместное решение проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, сторонами социального партнерства;
— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно ст.5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Данный принцип социального партнерства основан на конституционной обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15 Конституции РФ);
— полномочность представителей сторон предполагает, что представлять интересы какой-либо стороны социального партнерства вправе только надлежащим образом уполномоченный представитель. Данный принцип подразумевает, что только уполномоченный представитель может принимать решения и совершать действия, обладающие юридической силой. Представители работников избираются на собрании (конференции), их полномочия подтверждаются протоколом собрания; представители работодателя назначаются, а их полномочия подтверждается приказом;
________________
Официальный сайт Государственной инспекции труда в г.Москве. http://git77.rostrud.ru/links/spravochnaya_informatsiya/177193.html.

Понятие, система и формы социального партнерства — Конспект лекций по трудовому праву

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, входящих в предмет трудового права. Данное определение включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Взаимодействие может проявляться в проведении консультаций, ведении коллективных переговоров и заключении коллективных договоров, соглашений, участии представителей работников в управлении организацией, участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Это основные формы социального партнерства. Наряду с ними стороны могут использовать иные способы взаимодействия.

Социальное партнерство в сфере труда включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом надо иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

  • федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
  • межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
  • региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
  • отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
  • территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
  • локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
  • Ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению — это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования, упорядочение трудовых отношений и установление условий труда в рамках социального партнерства.
  • Осуществление на федеральном, региональном, территориальном уровнях в постоянно действующих трехсторонних комиссиях взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства. Обязательным является консультирование по вопросам, связанным с разработкой проектов правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения, а также согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. На уровне организации проведение консультаций предусматривается при осуществлении локального регулирования трудовых отношений или расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Возможны и иные случаи проведения консультаций, предусматриваемые в коллективных договорах.
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров реализуется путем создания на паритетных началах комиссии по трудовым спорам (ст. ст. 384—389 ТК РФ).

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *