Социальное партнерство в сфере труда

Трудовые отношения являются одной из важнейшей частью жизни человечества. Регулирование трудовых отношений осуществляется государством посредством принятия соответствующих нормативных актов, реализации в них демократических принципов, охране прав и свобод субъектов трудовых отношений. Одним из институтов трудовых отношений является социальное партнерство в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда является очень важной частью отношений между работодателем и работником. Поскольку каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является очень важным для каждого из нас. Но, к сожалению далеко не каждый гражданин Российской Федерации знает, что социальное партнерство в сфере труда существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.

4. Определить роли государства, работодателя и работника в социальном партнерстве;

Становление отношений социального партнерства в условиях современной российской действительности является их формирование в условиях отказа государства от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.[1]

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)[2] дает следующее определение социального партнерства: социальное партнерство в сфере труда (далее социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственного связанных с ними отношений. (ст. 23 ТК РФ) 2

ТК РФ – первый федеральный закон, регулирующий весь комплекс отношений социального партнерства. Ранее действовавшее федеральное законодательство применялось в отношении отдельных проявлений социально-партнерского взаимодействия работников и работодателей Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства».

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Сторонами отношений социального партнерства в сфере труда являются работники, работодатели и органы государственной власти. Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участия либо работники (их представители), либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку в данном случае не происходит согласования интересов работников и работодателей.

Под сторонами социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений. Такими лицами являются работники и работодатели. Сторонами социального партнерства могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления, в случае если они выступают в качестве работодателей или их представителей или в иных случаях предусмотренных федеральными законами.

Стороны социального партнерства участвуют в конкретных отношениях, регулируемых нормами раздела 2 ТК РФ, через своих представителей, уполномоченных в установленном порядке. Комиссия по Трудовым Спорам Это Орган Социального Партнерства.

Комментарий к ст. 23 Трудового Кодекса РФ
Среди принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений также названо социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 2 ТК).

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Формы проявления социального партнерства

Государство является законотворческой стороной и является пассивным участником. Оно определяет нормы и правила в данной сфере, напрямую в них не вмешиваясь. Государство решает вопросы, наиболее значимые для обеих сторон отношений – определение минимальных гарантий, предоставляя большой простор для взаимоотношений, связанных с трудом. Благодаря чему значительно повышается его роль. установления условий труда на основе договоренностей между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов в сфере труда.

баннер
  • Коллективные переговоры при подготовке проекта договора;
  • Взаимные консультации по вопросам трудовых отношений и других связанных с ним отношений, обеспечения социальных и трудовых гарантий работнику;
  • Участие работников или их представителей в процессе управления организацией;
  • Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении возникших конфликтных ситуаций и трудовых споров. Каждая сторона должна быть нацелена на взаимовыгодные решения.

На практике социальное партнерство имеет и другие формы, определяемые его сторонами, либо представителями этих сторон. Различные коллективные договоры и соглашения являются формами выражения социального партнерства, и его результатом в то же время. Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых споров. Они созданы и ведут свою деятельность для проведения коллективных консультаций, при подготовке проектов коллективных договоров и соглашений, контроля над их четким исполнением. В этом и состоит их главная задача.

Роль профсоюзов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров определен главой 60 ТК РФ. Рассмотрим, какова же роль профессионального союза на каждой стадии рассмотрения спора.

Профессиональный союз может выступать посредником на переговорах по урегулированию разногласий между работником и работодателем. Работник, полагающий, что его право нарушено, вправе обратиться за разъяснениями в профсоюзный орган, где ему может быть пояснено, правомерны ли его требования и какие шаги можно предпринять для урегулирования конфликта в том случае, если требования правомерны.

Профком от имени работника может обратиться к работодателю и урегулировать возникший спор до обращения в специальные органы. Если данная миссия осталась безуспешной, наступает стадия рассмотрения спора в КТС или непосредственно в суде.

Профсоюзы имеют право помочь работнику написать заявление в КТС, участвовать вместе с ним в рассмотрении заявления непосредственно в КТС, контролировать исполнение принятого решения, принимать меры к недопущению повторения аналогичных нарушений прав работников.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров представляет собой процедуру их разбирательства уполномоченными государством органами.

Такие органы называются юрисдикционными, поскольку они полномочны принимать решения, имеющие правовое значение и обязательные к исполнению.

1. принятие к рассмотрению заявления стороны спора полномочным на то органом (КТС, судом);

3. определенные действия сторон, других участников разбирательства (свидетелей, специалистов, представителей сторон), органа, рассматривающего спор;

Разрешение спора завершается обязательным исполнением принятого по нему решения. Его неисполнение влечет за собой действия специальных уполномоченных органов, направленные на принудительное исполнение решения.

В соответствии с действующим трудовым законодательством Комиссия по трудовым спорам образуется по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в Комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации.

Практика показывает, что в большинстве случаев инициируют создание КТС, проводят необходимую подготовительную работу и осуществляют контроль за ее деятельностью профессиональные союзы.

Профсоюзным организациям необходимо знать, что комиссия по трудовым спорам имеет право рассматривать следующие вопросы:

-а также другие споры (кроме тех, которые рассматриваются непосредственно в судах).

Рассматривая вопросы представительства, необходимо учитывать, что КТС и суд — самостоятельные органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Суд не является вышестоящей инстанцией по отношению к КТС. Он не вправе отменить или изменить решение КТС. При рассмотрении в суде индивидуального трудового спора после того, как он был рассмотрен КТС (в случае обжалования в суде решения КТС), решение КТС анализируется наравне с другими доказательствами по делу.

Если спор первоначально рассматривался в КТС, а затем — в суде, то такой порядок считается общим порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

Возражая против вынесенного решения КТС, в суд могут обратиться: работник, работодатель, профессиональный союз, защищающий интересы работника.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *