Статья 40. Коллективный договор
Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.
Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая — пятая статьи 37 настоящего Кодекса).
(часть пятая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 41. Содержание и структура коллективного договора
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
другие вопросы, определенные сторонами.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора
Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 43. Действие коллективного договора
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Социальное Партнерство Коллективный Договор и Соглашениях.
Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Участие Социальное Партнерство в Коллективного Договора.
Лекция 3. Социальное партнерство в сфере труда
Законодательное определение данного понятия сформулировано в ст. 23 ТК РФ, где сказано, что социальное партнерство в сфере труда (далее – социальное партнерство) – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и работодателей, – установление минимальных социально- трудовых стандартов, предоставляя все больший простор для коллективно- договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.
Сотрудничество между работодателями и работниками, вовлечение последних в принятие управленческих решений способствуют повышению их заинтересованности в результатах своего труда и, как следствие, росту совокупного производственного результата. Это позволяет реализовать интерес работников к повышению заработной платы, интерес работодателя к получению более высокой прибыли и интерес государства к росту налоговых поступлений.
Социальное партнерство осуществляется как на двусторонней основе (в условиях так называемого «бипартизма»), так и на трехсторонней основе (в условиях «трипартизма»)
На сегодняшний день государство выступает, главным образом, в качестве гаранта социального партнерства, обеспечивающего равноправие участников социально-партнерских отношений и защиту их прав. Конституционной основой развития отношений социального партнерства в нашей стране являются нормы ст. 7 Конституции РФ, определяющей Российскую Федерацию как социальное государство. Это позволяет говорить о признании необходимости социального сотрудничества.
Правовое регулирование социального партнерства в кодификационном акте впервые нашло отражение в ТК, его разделе II «Социальное партнерство в сфере труда». О том, что отношения по социальному партнерству в сфере труда, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений регулируются трудовым законодательством, прямо сказано в ст. 1 ТК.
Трудовое право, выступая в качестве элемента механизма реализации социальной политики государства, обеспечивает на основе принципов социального партнерства сотрудничество работников (представителей работников) и работодателей (представителей работодателей).
При явной противоположности интересов сторон трудовых отношений вполне понятна необходимость поиска компромисса путем достижения взаимных договоренностей. Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда с позиций расширения договорных возможностей сторон, сбалансирование интересов работников и работодателей, соблюдение взаимных прав и обязанностей.
Таким образом, законодатель предоставляет возможность распространения льгот, гарантий и компенсаций, устанавливаемых актами социального партнерства, на значительно большее число граждан, давая дополнительную социальную защиту в сфере труда тем, которые в этом особенно нуждаются (несовершеннолетним работникам, лицам с семейными обязанностями и т.д.).
Законодательный перечень принципов социального партнерства сформулирован в ст. 24 ТК РФ. На первом месте среди принципов социального партнерства названо равноправие сторон, т. е. работников и работодателей, который предполагает право каждой из сторон инициировать коллективные переговоры, предлагать вопросы для обсуждения и закрепления в социально-партнерских актах, свободно излагать свое мнение, участвовать в принятии решений.
Гарантии и компенсации
Достижение общего мнения не всегда проходит гладко, иногда социальный диалог может дорого стоить его участникам как в плане времени, так и финансов, а иногда и моральных затрат. Поэтому государство предусмотрело для представителей сторон определенные преференции:
Компенсацию понесенных затрат производят согласно действующих в компании нормативных актов. По общему правилу, услуги посредников и экспертов, если они требуются, оплачивает сторона, являющаяся инициатором переговоров.