Право на свободу: моральные и правовые аспекты изоляции, госпитализации и иных принудительных мер в отношении лиц с инфекционными заболеваниями
Жизнь и здоровье — высшие нематериальные блага личности, которыми она распоряжается по своему усмотрению. Вмешательство общества и государства в личную неимущественную сферу гражданина, по общему правилу, минимально. Однако категории заболеваний, представляющие опасность для окружающих, затрагивают общественные интересы. И здесь возможен конфликт между частными интересами, реализацией воли отдельных лиц (лечиться либо нет) и интересами общества.
Ограничение прав и охраняемых законом интересов отдельных категорий пациентов по соображениям обеспечения прав других лиц и интересов общества в целом грозит судебными разбирательствами. Для того чтобы избежать этого нужно знать и четко соблюдать законодательство, регулирующее порядок применения отдельных видов принудительных мер в отношении лиц с опасными инфекциями.
При рассмотрении данного вопроса важно учесть и рассмотреть нормы международного и национального законодательства, по возможности провести параллели. Необходимо установить, какие права и свободы гарантируются в РФ лицам при возникновении эпидемиологической ситуации. А главное — определить законность применения принудительных мер в отношении инфицированных лиц.
Российская Федерация как социальное государство в полном объеме реализует право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Это право общепризнано нормами международного права, например, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948), ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 года). Одним из возможных способов реализации данного права является обеспечение благо-приятной окружающей среды, в том числе путем ограничения распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3), поддержание своего здоровья (ст. 25), никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9). При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (п. 2 ст. 29).
Эти же принципы указаны в ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Но в соответствии с п. «е» данной статьи может быть осуществлено ограничение данных прав. С целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний возможно законное заключение лиц под стражу. То есть, анализируя данные документы, можно прийти к выводу, что принудительная госпитализация международным законодательством не отрицается.
В нашей стране в соответствии с Конституцией РФ также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), в том числе гарантируется право на охрану здоровья (ст. 41), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), а также право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства при условии законного нахождения на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 27). Отстранение от Работы Носителя Возбудителя Инфекционного Заболевания.
Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
1. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями:
2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;
3) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 настоящего Федерального закона;
4) давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:
вызове в органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, граждан, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;
проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 настоящего Федерального закона;
5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению:
проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;
эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;
производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;
ввоза на территорию Российской Федерации продукции, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, или не зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, отходов, товаров, грузов;
6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:
госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;
проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;
проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям;
введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;
7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:
Сплошные потери
Юрист, эксперт по трудовому праву Валентина Яковлева рассказала Москве 24, что при отстранении сотрудника, помимо заработной платы, он также теряет и трудовой стаж.
«При этом в трудовой книжке период отстранения никак не фиксируется. Туда записывается только дата приема на работу и дата увольнения. То есть будущий работодатель может и не узнать, что у сотрудника на предыдущем месте была такая ситуация», – объясняет Яковлева.
Также не учитывается и стаж работы, который дает право на ежегодный оплачиваемый отпуск, добавила юрист. Яковлева подчеркнула, что ни минимальных, ни максимальных временных сроков по отстранению работника от своих обязанностей нет.
«В 76-й статье Трудового кодекса сказано, что период отстранения длится до тех пор, пока не исключены факторы, послужившие для этого основанием. В данном случае это наличие прививки и введенные ограничения. Соответственно, период отстранения будет длиться до тех пор, либо пока человек не поставит прививку, либо пока не будут сняты требования об обязательной вакцинации», – пояснила собеседница Москвы 24.
Обязательных требований законодательства по порядку восстановления сотрудника не предусмотрено, отметила Яковлева.
«Если в самой компании тоже не предусмотрен никакой специальный порядок, то сотруднику достаточно предоставить документ, подтверждающий вакцинацию, и выйти на работу. А компания обязана предоставить ему рабочее время и с этого момента учитывать в табеле количество отработанных часов. Также можно издать приказ о выходе сотрудника на работу», – рассказала Яковлева.
По словам эксперта, в отстранении удаленных сотрудников от работы из-за отсутствия прививки нет ничего удивительного. Яковлева отметила, что по букве закона статус занятости в этом плане не играет никакой роли.
Несмотря на то что в письме Роструда указано оформление отстранения работника без противопоказаний к прививке с 15 августа, работодатель имеет право применить эту процедуру с 15 июля, говорит Яковлева. Это связано с тем, что уже после первого этапа вакцинации работник считается привитым.
«Несмотря на то что написано в письме Роструда, многие компании приняли для себя решение отстранять непривитых сотрудников с 15 июля. Это сделано исходя из того, как были сформулированы требования об этапах вакцинации и на основе 76-й статьи ТК РФ. Для компании важно руководствоваться нормами закона. Если первый этап не пройден, сотрудник считается невакцинированным. И, согласно ТК РФ, у работодателя возникает обязанность его отстранить», – поясняет Яковлева.
Юрист подчеркнула, что работодатель не имеет права отстранить непривитого сотрудника, у которого есть подтвержденный документом медотвод. В данной ситуации нужно обращаться в суд и требовать выплату среднего заработка за период незаконного отстранения, советует эксперт.