Контроль качества покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов из цементобетона

Контроль качества материалов, бетонной смеси и бетона, технологии работ при строительстве монолитных цементобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов призван:

— подтвердить достижение заданных проектом значений прочности и морозостойкости бетона (это осуществляется в рамках производственного, приёмочного, инспекционного, выборочного и экспертного видов контроля по ГОСТ 18105-2010, ГОСТ 10180-2012, ГОСТ 10060-2012, ГОСТ 28570-90, СНиП 3.06.06-88, п.8.78, табл.6, СП 78.13330.2012, п.14.6.4-14.6.8, [1-3] и проекта);

— оперативно корректировать состав бетона (по ГОСТ 27006-86) и технологию работ по СП 78.13330.2012, СНиП 3.06.06-88 для безусловного их обеспечения в процессе строительства.

Такая корректировка необходима, обусловлена неоднородностью получаемых материалов и осуществляется по данным входного контроля, результатам пробного бетонирования и ежесменного операционного контроля технологических свойств бетонной смеси в процессе строительства (по ГОСТ 7473-2010, приложение Г, обязательное, ГОСТ 10181-2014), [2] и др.).

Никакие обязательные декларации свойств бетонной смеси и бетона или сертификаты соответствия, являющиеся, по сути, оформленными результатами выборочного, а не сплошного, непрерывного контроля, не заменяют эти виды контроля, не позволяют оперативно корректировать состав бетона и технологию работ в течение рабочей смены, не обеспечивают, сами по себе, требуемое качество строительства.

Для корректировки состава бетона входной контроль качества материалов для бетона необходим, но не достаточен, не всегда позволяет принять однозначное решение без лабораторной или производственной проверки свойств бетонной смеси и бетона.

Необходимость в корректировках состава бетона и технологии работ, чаще всего, вызывается колебаниями свойств материалов для бетона (их неоднородностью, в том числе, в пределах действующих норм) и меняющимися условиями бетонирования и твердения бетона (изменением температуры и влажности воздуха).

Определённый разброс в свойствах материалов для бетона допускается действующими нормами.

Например, величина прочности цемента одного и того же класса ЦЕМ 1 42,5 по ГОСТ Р 55224-2012, ГОСТ 33174-2012, ГОСТ 31108-2016, определённая по ГОСТ 30744-2001, может колебаться в пределах от 42,5МПа до 62,5МПа, в меньших пределах – для цемента марки ПЦ 500-Д0-Н по ГОСТ 10178-85, определённой по ГОСТ 310.4-81, на 5,0МПа.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Песок одной и той же группы по ГОСТ 8736-2014 может находиться в пределах достаточно широких различий в модуле крупности (ΔМк=0,50), щебень фр.5-20мм одного и того же карьера, при полном соответствии требованиям ГОСТ 8267-93, может отличаться содержанием частиц на отдельных ситах, например, на сите 12,5мм и т.д.

Все эти колебания показателей свойств материалов влияют на водопотребность бетонной смеси, её подвижность и объём вовлечённого воздуха и требуют соответствующей корректировки состава бетона для поддержания постоянной величины водоцементного отношения В/Ц, подобранной по ГОСТ 27006-86, и нормированного объёма вовлечённого воздуха в смеси для бетона покрытий по ГОСТ 26633-2015.

Корректировки состава бетона обычно заключаются в изменении расходов воды затворения, цемента, химических добавок в бетоне, соотношения между песком и щебнем.

Уточнение технологии работ, чаще всего, связано с корректировкой времени перемешивания смеси на ЦБЗ, объёма загрузки барабана смесителя, уточнением расположения и частоты работы вибраторов бетоноукладчика, оптимальной скорости его движения и др. Снип Производство Работ по Устройству Фундамента.

§ II.4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА УКЛАДКИ И УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ

При выполнении земляных работ грунт следует укладывать в сооружение с той плотностью, которая принята в проекте.

Достигнутое уплотнение грунта оценивают коэффициентом уплотнения, определяемым по формуле

,

баннер

За качеством работ по укладке и уплотнению грунта должны систематически наблюдать работники грунтовой лаборатории, которые проверяют качество грунтов в выемках, карьерах и резервах с целью возможного их использования на отсыпке насыпей, проводят пробное уплотнение грунтов для уточнения требуемого количества ударов (проходов) грунтоуплотняющих машин и толщины отсыпаемого слоя грунта, участвуют в освидетельствовании скрытых работ и в их приемке. Все данные, характеризующие степень уплотнения грунта и толщину слоев, должны заносить в журнал контроля за уплотнением, который хранится на строительстве.

Отбор образцов из оснований для установления состава и плотности грунтов производят из шурфов на глубине 0,5 м и более по сетке, разбиваемой по месту и в зависимости от литологического состава пород.

Грунты Характеристика грунтов Объем уложенного грунта на одну контрольную пробу
Глинистые и песчаные без крупных включений Объемная масса и влажность
Прочие характеристики грунта
(для сооружений I и II класса)
100—200 м 3
20—50 тыс. м 3
Гравелисто-галечные и мелкозернистые (с исключением крупных фракций) Объемная масса и влажность
Гранулометрический состав
Прочие характеристики грунта
(для сооружений I и II класса)
200—400 м 3
1—2 тыс. м 3
20—50 тыс. м 3

Отбор проб должен быть равномерным с тем, чтобы была обеспечена проверка степени плотности всех слоев грунта в различных частях сооружения. Количество отбираемых проб зависит от характера и объема работ, характеристики грунта и местных условий (табл. II-12). Контрольные пробы грунта отбирают:

При устройстве песчаных подушек особое внимание уделяют уплотнению песка в углах котлована или траншеи. Во время уплотнения грунта трамбующей машиной ведут наблюдения за выполнением требований, предъявляемых к высоте подъема трамбующего снаряда в момент сбрасывания, правильному расположению следов и количеству ударов. В процессе уплотнения грунта катками и передвижными виброплитами наблюдают за расположением следов и количеством проходов. Причины недоуплотнения грунта выясняют в каждом отдельном случае и принимают меры к доведению его до необходимой плотности.

На просадочных грунтах приемку работ по поверхностному уплотнению грунтов тяжелыми навесными трамбующими плитами производят после дополнительного уплотнения разрыхленного слоя грунта у поверхности. Уплотнение считается удовлетворительным, если понижение отметки основания под действием удара навесной трамбующей плиты не превышает величины установленного отказа.

В зимнее время дополнительно должны проверять количество мерзлых комьев грунта, допускаемое в насыпь или при засыпке траншей, температуру воздуха и грунта, количество осадков, направление и скорость ветра. Кроме того, наблюдают за состоянием насыпи во время строительства и в весенне-летний период до полного ее оттаивания.

Наиболее распространенным методом контроля за уплотнением грунта является метод режущих колец, основанный на взятии проб уплотненного грунта для определения массы и влажности его. Новейшим методом определения физических характеристик грунта и в том числе его плотности является радиоизотопный. Измерение плотности грунта этим методом производят на основании «тарировочной зависимости между интенсивностью гамма-излучения и плотностью грунта. Снип на Земляные Работы При Устройстве Колодцев.

Таблица 1 - Начало смерзания грунта при различной температуре воздуха
6.5.3 При влажности засоленного глинистого грунта более 1,1 оптимальной влажности каждый слой грунта после разравнивания следует перед укаткой просушивать на воздухе или добавлять 2% — 3% извести.

10 Устройство деформационных швов в бетонных покрытиях и основаниях и их герметизация

13.10.1 Время начала нарезки контрольных швов (контрольные швы фрагментируют бетон на плиты проектного размера), а также режимы резки следует определять на основании данных о прочности бетона и уточнять пробной нарезкой.

Прочность бетона при нарезке контрольных швов должна обеспечивать перемещение нарезчика по поверхности бетона без повреждения текстуры, выкрашивание кромок швов не должно превышать 2 мм. Для нарезки контрольных швов сжатия следует применять нарезчики минимальной массы, обеспечивающие нарезку шва на глубину не менее 1/3 толщины покрытия. Ориентировочная скорость поступательного движения нарезчика должна быть 0,8-1,5 м/мин.

Для захода и схода нарезчика с бетона у кромок маячных рядов покрытия следует устраивать пандусы и площадки для предотвращения повреждения кромок и обеспечения нарезки на всю ширину ряда бетонирования.

13.10.2 Контрольные швы, образовывающие плиты проектного размера, следует нарезать подряд последовательно по полосе бетонирования для обеспечения равномерной фрагментации бетона. Ориентировочное время нарезки контрольных швов в зависимости от температуры воздуха приведено в таблице 5.

13.10.3 Швы, устраиваемые в конце рабочей смены или в конце участка непрерывных работ, должны совпадать с проектным положением деформационных швов. Для их устройства следует применять инвентарную опалубку. Отклонение опалубки от вертикали допускается не более 5 мм на 10 см толщины покрытия.

При устройстве рабочих швов в конце смены или при перерывах в бетонировании применяют средства малой механизации: инвентарную опалубку, глубинные вибраторы (виброрейки), гладилки и т.п.

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *