Комиссии по разрешению споров

Комиссии по рассмотрению трудовых споров создаются на предприятии по инициативе, исходящей с обеих сторон (сотрудников и работодателя).

Члены комиссии в количестве не менее 15 человек назначаются избирательным путем, посредством общего собрания сотрудников предприятия и последующим утверждением.

В комиссии обязательно должны присутствовать представители работодателя, которые назначаются непосредственно руководителем организации.

При возникновении трудового спора, сотрудник может обратиться в комиссию с заявлением о нарушении его прав. Данное заявление регистрируется и подлежит рассмотрению в десятидневный срок.

Если ходатайство не рассмотрено в положенное законом время, то заявитель вправе обратиться в суд за рассмотрением.

Принятое решение должно быть исполнено в течение трех дней после вступления в силу, которое наступает через 10 дней, определенных для обжалования.

Это удостоверение не может быть выдано тогда, когда одна из сторон обращается с заявлением о передаче трудового спора в суд.

Судебные приставы при обращении заявителя с удостоверением не позднее трех месяцев с момента выдачи приводит в действие решение трудовой комиссии в принудительном порядке.

Если одну из сторон не устраивает принятое решение, то она может обратиться в суд для рассмотрения дела в судебном порядке. Порядок Рассмотрения Индивидуального Трудового Спора в Коллективном Трудовом Споре.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры

Конституция РФ признает право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Интересы работодателя и работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.

Появились новые, очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и др.

Общепризнанным является тот факт, что из всех категорий гражданских споров дела, возникающие из трудовых правоотношений (в силу остроты трудовых конфликтов, сложности их фактического состава, противоречивости доказательственной базы, неоднозначности применения норм права), относятся к категории повышенной сложности.

Индивидуальные споры возникают из разногласий, связанных с правами и законными интересами конкретного работника.

В коллективных спорах оспариваются и защищаются права, полномочия и интересы всего трудового коллектива или его части, права профсоюза как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. Коллективные споры возникают: из правоотношений работников организации с работодателем, его администрацией, в том числе с вышестоящим органом управления, например концерном, министерством и др.

По виду спорного правоотношения трудовые споры можно разделить на споры, возникающие:

  • из трудовых правоотношений;
  • -правоотношений по трудоустройству (например, споры в связи с отказом в приеме на работу по квоте инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);
  • правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда (например, оспариваются действия инспектора труда, наложившего штраф на должностное лицо);
  • правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации на производстве (например, направления на повышение квалификации);
  • правоотношений по возмещению материального ущерба работником (например, оспаривание размера произведенного работодателем удержания из заработной платы за нанесенный ущерб);
  • правоотношений по возмещению организацией ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на производстве;
  • правоотношений профсоюзного органа с работодателем по вопросам труда, быта, культуры (например, трудовые споры о сроках пересмотра норм выработки);
  • правоотношений трудового коллектива с работодателем (например, из социально-партнерских правоотношений).

К причинам коллективных трудовых споров можно отнести неудовлетворительные условия работы конкретного трудового коллектива: низкий уровень организации труда и производства, оплаты труда, плохое качество материалов, сырья, машин, с которыми работают сотрудники, и другие негативные факторы, способствующие обострению конфликтных ситуаций и возникновению трудовых споров.

Разрешение трудовых споров требует хорошего знания сути дела, из-за которого произошел конфликт, выяснения его сторон, определение их правового статуса, причин и условий возникновения, обстоятельств разногласий и их предмета. Как известно, спор возникает вследствие нарушения или неудовлетворения какого-либо интереса одной стороны в отношении другой. В этом случае определяются правомерность предъявляемых претензий и обязательность их удовлетворения. Срок Рассмотрения Трудового Спора в Примирительной Комиссии и в Трудовом Арбитраже.

Комментарии к ст. 407 ТК РФ

1. Комментируемая статья определила функции и компетенцию государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.

Урегулирование коллективных трудовых споров — одна из функций Роструда, федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Минздравсоцразвития России.

Положение о Федеральной службе по труду и занятости утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. См. также Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости».

Роструд руководствуется в деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, а также названным Положением.

Роструд осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

2. Наименования, образец печати и бланк письма территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров утв. Приказом Роструда от 2 марта 2005 г. N 30.

В целях обеспечения деятельности территориальных органов Роструда по урегулированию коллективных трудовых споров были утверждены следующие наименования управлений по урегулированию коллективных трудовых споров:

3. Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2008 г. N 22н.

4. Отчет о деятельности территориального органа Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из следующих разделов.

1. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров. Краткий анализ ситуации по субъектам РФ:

  • количество коллективных трудовых споров, динамика возникновения и разрешения коллективных трудовых споров по регионам, отраслям, продолжительности и количеству работников, принимавших в них участие;
  • причины возникновения коллективных трудовых споров, анализ практики разрешения коллективных трудовых споров, доля неурегулированных коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки, в общем количестве зарегистрированных коллективных трудовых споров;
  • проведение общественными организациями всероссийских, региональных и прочих акций протеста, анализ выдвигаемых требований, количество организаций и работников, принявших в них участие.

Взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

  • содействию в разрешении социально-трудовых конфликтов в организациях, предотвращению возникновения коллективных трудовых споров;
  • оказанию методической помощи сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
  • участию в формировании трудовых арбитражей;
  • повышению эффективности разрешения коллективных трудовых споров.

2. Управление техническими и информационными ресурсами. Организация и проведение мероприятий по информатизации.

Анализ состояния технических и информационных ресурсов, подготовленный на основе Паспорта информатизации (привести количественные и качественные показатели). Трудовые Споры и их Разрешение Органы по Рассмотрению Коллективных Трудовых Споров.

Виды коллективных трудовых споров

2) по субъектам правоотношения, из которых возникают коллективные трудовые споры (из правоотношения):

  • споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);
  • споры из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);
  • споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
  • споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;
  • споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию;
  • споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;
  • споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры;
  • споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;
  • споры из социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.

Как видно из указанных видов, все коллективные споры – это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. И спорящими сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном уровне.

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *