Участие государственных органов в урегулировании коллективных трудовых споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 407 ТК РФ государственные органы принимают участие в урегулировании коллективных трудовых споров на федеральном и региональном уровне. На федеральном уровне данную функцию призвано выполнять соответствующее структурное подразделение Федеральной службы по труду и занятости, на региональном- орган по труду соответствующего субъекта Российской Федерации. Полномочия государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров отличаются в зависимости от уровня их разрешения. На федеральном уровне соответствующий государственный орган осуществляет следующие функции: 1) производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне, коллективных трудовых споров в организации, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда для разрешения коллективного трудового спора не может быть использована забастовка; 2) содействует урегулированию перечисленных коллективных трудовых споров, в том числе путем создания трудового арбитража с участием сторон такого спора; ведет базу данных по учету трудовых арбитров; 4) организует подготовку трудовых арбитров. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по урегулированию коллективных трудовых споров выполняют следующие функции: 1) проводит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров за исключением споров, уведомительная регистрация которых отнесена к ведению Федерального органа исполнительной власти; 2) содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров. Таким образом, государственные органы существует для организации в пределах имеющейся у них компетенции примирительных процедур и участия в них с целью урегулирования разногласий, составляющих предмет коллективного трудового спора. Для достижения этой цели в ч. 4 ст. 407 ТК РФ государственным органом предоставлены следующие полномочия:1) по проверке в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора, в урегулировании которых они могут принимать участие; 2) по выявлению, анализу и обобщению причин коллективных трудовых споров, по подготовке предложений по их устранению; 3) по оказанию методической помощи сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения; 4) по организации в установленном порядке финансирования примирительных процедур. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Полномочия государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров непосредственно связаны с правами и обязанностями сторон коллективного трудового спора, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Каждая из сторон коллективного трудового спора вправе обратиться в соответствующее подразделение этих органов с заявлением о регистрации коллективного трудового спора. После получения такого заявления у них возникает обязанность по регистрации коллективного трудового спора. В уведомлении о регистрации, направляемом должностными лицами подразделения государственного органа стороне коллективного трудового спора, обратившейся в данный орган, могут быть указаны разногласия, которые в соответствии с законодательством не могут входить в предмет коллективного трудового спора. В силу чего такие разногласия должны быть разрешены в ином порядке. Федеральный Орган Урегулирования Коллективных Трудовых Споров.

Новый порядок разрешения коллективных трудовых споров

В соответствии с ранее подписанным Федеральным законом от 22 ноября 2011 г. N 334-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации” закрепляется обязательное рассмотрение коллективного спора примирительной комиссией, а в качестве добровольных процедур – рассмотрение спора с участием посредника и в трудовом арбитраже. Одновременно уменьшаются сроки рассмотрения споров, что соответствует интересам работников и их представителей.

Закон ставит срок создания примирительных комиссий в зависимость от уровня социального партнерства. Так, в случае возникновения спора на локальном уровне социального партнерства (на предприятии) примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала спора.В случае же возникновения спора на иных уровнях партнерства (территориальном, отраслевом, федеральном и так далее) срок создания комиссии возрастает до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Напомним, в предыдущей редакции ТК РФ был установлен общий срок, который составлял 3 дня.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

При этом спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Эти же сроки установлены и для рассмотрения спора с участием посредника. Здесь сроки исчисляются со дня приглашения посредника. Ранее срок рассмотрения спора комиссией составлял 5 дней, а посредником – 7 дней.

При неурегулировании спора примирительной комиссией и посредником, стороны вправе обратиться в трудовой арбитраж. При разрешении спора на локальном уровне временный трудовой арбитраж создается в срок до двух рабочих дней, а при разрешении спора на иных уровнях — до четырех рабочих дней. Важной новацией является и то, что теперь закон предусматривает право сторон передать рассмотрение коллективного спора в постоянно действующий трудовой арбитраж. Последний создается самостоятельным решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне спор рассматривается в арбитраже в срок до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.

При этом закон устанавливает, что в случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка, рассмотрение спора в трудовом арбитраже является обязательным и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу независимо от наличия соглашения сторон по данному вопросу.

баннер

Если же стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража, либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж, решение по этим вопросам принимает соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Что касается забастовок, то нормы, регламентирующие особенности их организации, также претерпели ряд изменений. Согласно закону, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

Государственный Орган по Урегулированию Коллективных Трудовых Споров Что Это за Орган

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

  • производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;
  • содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

  • проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;
  • выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;
  • оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;
  • организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *