Организация и управление охраной труда на производстве
Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии — это совокупность взаимосвязанных правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических та лечебно-профилактических мероприятий и управленческих решений, направленных на предотвращение аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.
СУОТ фактически является целевой подсистемой общей системы управления предприятием.
Объектом управления охраной труда являются условия и состояние охраны труда на всех рабочих местах предприятия.
Целью внедрения СУОТ являются безопасные и безвредные условия труда для работников на всех производственных процессах. При этом должно обеспечиваться не только своевременное устранение любых нарушений нормативных актов по охране труда, но и предупреждение возможности их возникновения.
приоритет жизни и здоровья работников предприятия над результатами производственной деятельности;
единоначалие и полная ответственность работодателя за создание безопасных и безвредных условий труда;
соответствие мероприятий и средств по охране труда уровню потенциальной опасности производственных объектов и фактическому состоянию условий труда на рабочих местах;
экономическая заинтересованность работодателя и работников в улучшении условий и безопасности труда.
Работодатель должен определить и внести в должностные инструкции обязанности по вопросам охраны труда для всех своих заместителей, начальников отделов и служб, которые ему подчинены непосредственно.
Для проведения организационно-методической работы по управлению охраной труда и координации деятельности всех структурных подразделений относительно обеспечения на рабочих местах в каждом структурном подразделении условий труда соответственно нормативно-правовым актам, обеспечению соблюдения законодательства относительно прав работников создается служба охраны труда.
На каждом уровне организационной структуры предприятия выполняется управление охраной труда с использованием типовых элементов управления: планирования, организации, оперативного руководства, координации, контроля, учета, анализа, стимулирования.
Нормативной основой СУОТ являются: Конституция Украины, Законы Украины “Об охране труда”, “Об общеобязательном государственном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности”, Кодекс законов Украины о труде, законодательные акты Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины, постановления, распоряжения Кабинета Министров Украины, приказы Госпромгорнадзора; а информационной основой — материалы статистической отчетности, коллективный договор и соглашение по охране труда, предписания и материалы проверки органов надзора, материалы расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Система управления охраной труда предусматривает обработку и утверждение работодателем отдельных нормативных документов: положений и инструкций по вопросам охраны труда, которые являются обязательными для выполнения на предприятии.
доведение санитарно-гигиенических условий труда до требований нормативных актов;
установить единый порядок по планированию, организации и контролю по охране труда (условия труда, безопасность труда, за соблюдением технологических норм, правил эксплуатации машин, механизмов, средств производства, использование СИЗ);
Рекомендуемые файлы
Задачи управления охраной труда. Каждая задача по сути представляет собой целевую подсистему управления, которая может быть рассчитана и детализирована на большое число конкретных задач. Степень детализации и конкретизации задач определяется масштабами данного производства, сложностью решаемых вопросов, уровнем управления, значимостью конечных результатов, сложностью и объемом требуемой исходной и выходной информации и т.д.
Детализация задач позволяет во всем объеме представить весь круг решаемых вопросов, четко определить исполнителей, информационные и управленческие связи, правильно и во всем объеме реализовать функции управления, создать действенный механизм управления подсистемой, оформленный в виде стандарта предприятия или «Положения» об организации работ в данном направлении.
Наиболее часто применяется метод детализации задач с помощью построения многоуровневой структуры задач (дерева задач).
В зависимости от сложности задач каждого уровня можно переходить на детализацию задач более высокого уровня. Однако чрезмерная детализация задач может привести к неоправданному увеличению объема информационных и управленческих связей, поэтому в каждом конкретном случае необходимо ограничиться оптимальной детализацией. Разделение всей проблемы управления сферой охраны труда на основные задачи управления является достаточно условным. Каждая задача не является обособленной в решении, а тесно связана с решениями других задач, т.е. решается комплексно. Так, например, решение задачи обеспечения безопасности технологических процессов, кроме конкретных вопросов, связанных с содержанием, организацией и оснащением технологического процесса, предусматривает реализацию задач обеспечения безопасности оборудования, зданий и сооружений, оснащения средствами индивидуальной защиты и т.д. Это и объясняет необходимость применения системного комплексного подхода к управлению охраной труда на предприятии.
10.2. Функция управления охраной труда.
Каждая из задач, решаемых в системе управления, должна реализовываться посредством функций управления. К ним относятся: функции учета, анализа и оценки, функции контроля, планирования и прогнозирования, стимулирования, организации, координации и регулирования. По своей сути функции управления выражают основные направления управленческой деятельности при решении задач управления на различных уровнях управления. Причем каждая из задач решается посредством всех , перечисленных функций управления, конкретное содержание которых определяется в свою очередь содержанием задач и определением объектов управления.
Функции учета, анализа и оценки объектов управления в каждой из задач должны быть направлены на формирование необходимой информации об объекте управления для разработки и принятия управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера до директора).
Так, для учета, анализа и оценки состояния условий труда, необходимых для решения практически всех задач управления должны использоваться данные аттестации и сертификации условий труда в цехе, на участке и рабочих местах, материалы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, предписания органов государственного надзора и технической инспекции труда, результаты всех видов контроля, материалы специальных обследований.
Функция контроля предусматривает контроль за состоянием объекта управления, выявление отклонений от требуемого уровня, проверку выполнения ранее принятых управленческих решений с целью выработки управленческих действий, направленных на устранение выявленных недостатков.
ТЕМА 6. Организация системы управления охраной труда
1. Современные системы управления: приметная структура и содержание системы управления охраной труда (СУОТ)
1. Современные системы управления
Мировая и российская практика свидетельствует, что существенного повышения уровня организации и эффективности работы по охраны труда можно добиться, создав систему управления охраной труда (СУОТ) организации.
Система управления охраной труда (СУОТ) – это целая система процедур и документов, регламентирующих организацию управления охраной труда в организации, в т.ч. должностные обязанности по охране труда всех руководителей и специалистов.
Важно подчеркнуть, что СУОТ может быть создана на предприятиях любого размера. Ее осуществление везде приносит существенную пользу охране труда.
Основные требования к созданию систем управления охраной труда (СУОТ) вытекают из требований Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и подзаконных актов в сфере охраны труда, даже если «буквально» в них нет упоминаний о СУОТ, и общего курса государства, Президента и Правительства на повышение самостоятельности и ОТВЕТСТВЕННОСТИ хозяйствующих субъектов права за принимаемые ими решения.