Второй комментарий к Статье 36 Трудового кодекса

В ее ч. 1 регламентируется не только порядок проявления инициативы одной из сторон о начале коллективных переговоров (что было и ранее), но и ответных действий другой стороны. Определен день, который считается днем начала коллективных переговоров.

В ст. 36 включена новая ч. 3, запрещающая перечисленным в ней лицам и организациям вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения от имени работников. Тем самым обеспечивается право профсоюзов представлять работников и право работников самим определить своего представителя, если профсоюзный орган, действующий у работодателя, не является их представителем (см. ст. 29 — 31 ТК РФ).

2. Международная организация труда (МОТ) уделяет серьезное внимание необходимости и порядку ведения коллективных переговоров.

Так, в ст. 4 Конвенции МОТ N 98 предусматривается необходимость принятия мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

3. В Конвенции МОТ N 154 (1981 г.) (ст. 5) международным нормам о коллективных переговорах отводится основополагающее значение. Она предусматривает конкретные меры для содействия коллективным переговорам, соответствующие национальным условиям. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы:

коллективные переговоры были возможны для всех предпринимателей и всех категорий трудящихся в отраслях деятельности, предусмотренных данной Конвенцией;

коллективные переговоры постепенно распространялись на все вопросы определения условий труда и занятости, и (или) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся;

поощрялась разработка правил процедуры, согласованных между организациями предпринимателей и трудящихся;

проведению коллективных переговоров не препятствовало отсутствие регулирующих их правил или неполный или несоответствующий характер этих правил;

органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов создавались таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам.

Положения Конвенции N 154 не препятствуют функционированию системы трудовых отношений, где коллективные переговоры проходят в рамках примирительного и (или) арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие (ст. 6).

Меры, принимаемые государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных переговоров, являются предметом предварительных консультаций и, когда это возможно, соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся (ст. 7).

Меры, принимаемые с целью содействия коллективным переговорам, должны разрабатываться или применяться таким образом, чтобы не ограничивать свободу коллективных переговоров (ст. 8).

На содействие коллективным переговорам направлена Рекомендация МОТ N 163 (1981 г.).

О том, что должны приниматься соответствующие национальным условиям меры для содействия в отраслевом и национальном масштабе эффективным консультациям и сотрудничеству между государственными органами власти и организациями предпринимателей и трудящихся, а также между этими организациями, сказано в Рекомендации МОТ N 113 (1960 г.) (п. 1.1). В Соответствии с Законом РФ о Коллективных Договорах и Соглашениях.

Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях

В соответствии со ст. 23 ТК РФ коллективные договоры и соглашения, как акты социального партнерства, могут регулировать трудовые отношения и иные непосредственно с ними связанные отношения.

Данная формулировка позволяет сделать вывод о том, что сфера применения законодательства о коллективных договорах и соглашениях ничуть не меньше области применения трудового законодательства. Следовательно, в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях могут появиться нормы, регламентирующие отношения, составляющие предмет трудового права. Однако применение законодательства о коллективных договорах и соглашениях не может быть ограничено отношениями, входящими в предмет трудового права. Очевидно, что область применения законодательства о коллективных договорах и соглашениях гораздо шире.

Нельзя не заметить, что законодательство о коллективных договорах и соглашениях может применяться к лицам, которые не включены в сферу применения трудового законодательства. В соответствии с ч. 8 ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Однако данное правило не исключает возможности создания профсоюзов в Вооруженных силах РФ, а также заключение коллективных договоров и соглашений от имени военнослужащих профсоюзами с органами исполнительной власти, осуществляющими управление военной службой. В п. 1 ст. 9 Конвенции МОТ N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию сказано о том, что национальное законодательство определяет возможные пределы деятельности профсоюзов в вооруженных силах и полиции. Ограничение прав профсоюзов, действующих в вооруженных силах и в милиции, связано с отсутствием возможности осуществлять защиту прав своих членов путем проведения забастовки.

В остальном профсоюзы имеют аналогичные с профсоюзами других организаций права, в том числе и право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений.

В связи с чем и профсоюз работников милиции вправе требовать заключение профессионального соглашения с соответствующим органом исполнительной власти, а также и коллективного договора. Конечно, возможности органов исполнительной власти по улучшению положения служащих по сравнению с действующим законодательством на уровне коллективных договоров и соглашений ограничены, но данные ограничения не могут служить непреодолимым препятствием для заключения колдоговоров и соглашений, направленных на защиту прав и интересов лиц, проходящих службу в вооруженных силах и органах внутренних дел.

В ч. 8 ст. 11 ТК РФ сказано и о том, что на лиц, заключивших гражданско-правовые договоры, трудовое законодательство не распространяется. Хотя в коллективном договоре и соглашениях могут появиться нормы, направленные на защиту интересов лиц, заключивших с работодателем гражданско-правовые договоры. Например, этим лицам может быть предоставлено право на дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств работодателя, если они отработали на основании гражданско-правовых договоров в интересах работодателя установленный в коллективном договоре или соглашении срок. Законодательство о коллективных договорах и соглашениях не исключает возможности предоставления лицам, работающим в интересах работодателя на основании гражданско-правовых договоров, и других социальных льгот за счет средств работодателя. Условия об этом могут быть включены как в коллективные договоры, так и в соглашения. Закон о Коллективных Договорах и Соглашениях Кем Был Принят.

Закон Украины от 1 июля 1993 года № 3356-XII «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.12.2019 г.)

Этот Закон определяет правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений с целью содействия регулированию трудовых отношений и социально-экономических интересов работодателей и собственников.

Коллективный договор, соглашение заключаются на основании действующего законодательства, принятых сторонами обязательств с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений и согласования интересов работников и работодателей.

Коллективный договор заключается на предприятиях, в учреждениях, организациях (далее — предприятия) независимо от форм собственности и ведения хозяйства, которые используют наемный труд и имеют право юридического лица.

Коллективный договор может заключаться в структурных подразделениях предприятия в пределах компетенции этих подразделений.

Соглашение заключается на государственном, отраслевом, региональному уровнях на двухсторонней основе.

Коллективный договор заключается между работодателем с одной стороны и одним или несколькими профсоюзными органами, а в случае отсутствия таких органов — представителями работников, избранными и уполномоченными трудовым коллективом с другой стороны.

Сторонами коллективных договоров являются стороны социального диалога, состав которых определяется в соответствии с законодательством о социальном диалоге.

Статья 4. Право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений

Право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений предоставляется сторонам социального диалога, состав которых определяется в соответствии с законодательством о социальном диалоге.

При наличии на предприятии нескольких профсоюзов или их объединений или других уполномоченных трудовыми коллективами на представительство органов они должны сформировать общий представительский орган для ведения переговоров и заключения коллективного договора.

В случае недостижения согласия по коллективному договору в совместном представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимают наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу или другому уполномоченному трудовым коллективом органа, который разработал проект, на его основе провести переговоры и заключить утвержденный общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателем.

Статья 6. Право на ведение переговоров
Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

О коллективных договорах и соглашениях

О коллективных договорах и соглашениях Комментарии Российская Федерация Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2490-1 Принят Верховным Советом Российской Федерации

🟠 Пройдите опрос и получите бесплатную консультацию

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *