Отражение в учете расходов на переподготовку и повышение квалификации

Согласно ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ <8> все хозяйственные операции в образовательных учреждениях должны оформляться первичными оправдательными документами. Если отсутствуют документы, подтверждающие факт оказания услуг по обучению, то у школы нет оснований для отнесения этих затрат на издержки производства (в случае оплаты за счет доходов от предпринимательской деятельности) или соответствующие статьи бюджетного финансирования. Оказание услуг подтверждается подписываемым по окончании обучения (или в другой срок, установленный договором) сторонами актом об оказании услуг по обучению. Он должен содержать наименование программы обучения и сумму в рублях за этот период. При значительных суммах, уплачиваемых за обучение (дорогая продолжительная образовательная программа, обучается большое число педагогов), можно составлять несколько актов за обучение (например, ежеквартально).

Кроме оплаты по договорам за обучение педагогических работников в определенных случаях образовательное учреждение в связи с повышением квалификации и переподготовкой производит:

  • выплату работникам средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • оплату проезда, проживания, суточные работникам в случае обучения не по месту нахождения образовательного учреждения и проживания работника.

Разберем на конкретных примерах, каким образом в учете отражаются расходы на повышение квалификации работников.

Пример 1. МОУ N 7 Н. Новгорода заключило с образовательным учреждением "Центр "Развитие" (Москва) договор на обучение педагога-дефектолога В.О. Инклюзиной по программе повышения квалификации "Новые технологии работы с детьми с отклонениями в развитии" объемом 72 часа (с 11.09.2006 по 23.09.2006) с отрывом от производства. Стоимость услуг по договору — 20 000 руб. Образовательное учреждение имеет лицензию на оказание данного вида услуг (НДС не облагаются).

Оплата стоимости услуг по договору произведена 08.09.2006 в полном объеме (20 000 руб.). В.О. Инклюзиной выдана в подотчет сумма на командировочные расходы:

В.О. Инклюзина 25.09.2006 представила копию свидетельства об успешном окончании курсов повышения квалификации и авансовый отчет о произведенных расходах. Подписан акт об оказанных услугах в соответствии с условиями заключенного договора. Средний дневной заработок В.О. Инклюзиной составляет 275 руб. Обучение в выходной день не осуществлялось.

На работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и отдыха той организации, в которую они командированы. Поэтому, если в этой организации были выходные или нерабочие праздничные дни, сотруднику эти дни компенсировать не нужно. За выходные и праздничные дни, которые приходятся на период командировки, не сохраняется средний заработок (п. 8 Инструкции N 62 <9>). Взамен дней отдыха, не использованных во время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

<9> Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1998 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР".

Если работник выезжает в командировку в выходной или нерабочий праздничный день, то ему по возвращении из командировки предоставляется другой день отдыха. В случае возвращения из командировки в выходные или нерабочие праздничные дни также предоставляется другой день отдыха. Поэтому в связи с выездом в командировку и возвращением из нее в воскресенье В.О. Инклюзиной предоставлены два других дня отдыха. Требования При Заключении Трудового Договора в Образовательные Учреждения.

Комментарий к статье 197 ТК РФ:

1. Право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации статья 21 Трудового кодекса РФ относит к числу основных трудовых прав работника.

2. Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имевших профессии. Она осуществляется на основе ученического договора, заключаемого между работодателем и работником (см. ст. 198 и коммент. к ней).

Подготовка работников проводится в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения (см. ст. 202 и коммент. к ней).

3. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

баннер

Для переподготовки работников и безработных граждан используются учебные базы организаций (учебно-курсовые комбинаты, учебные пункты, школы, постоянно действующие курсы), учебные центры, функционирующие в составе государственной службы занятости. Переподготовка работников производится, кроме того, начальными, средними и высшими образовательными учреждениями профессионального образования.

Работники проходят переподготовку (переобучение) с отрывом и без отрыва от работы и в тех же формах, которые используются при их подготовке (ст. 202 ТК).

Профессиональная подготовка и переподготовка лиц, потерявших работу, могут производиться негосударственными организациями (учебными заведениями), деятельность которых допускается по лицензиям, выдаваемым органами исполнительной власти при наличии заключения государственной службы занятости.

4. Обучение работников вторым (смежным) профессиям — это обучение лиц, уже имеющих одну профессию, другой — с начальным либо более высоким уровнем квалификации.

Работники обучаются вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессионального мастерства, подготовки к работе в условиях применения коллективных форм организации труда. Работодатель, исходя из конкретных условий производства, с учетом мнения представительного органа работников, утверждает перечень вторых (смежных) профессий, по которым производится обучение работников (ст. 196 ТК).

Формы обучения вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) работников.

5. В Основных направлениях подготовки кадров для рыночной экономики, одобренных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137 (САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4456), выдвинуты принципиально новые требования к руководителям и специалистам организации, к содержанию их подготовки и переподготовки. В них отмечается, что целью Правительства РФ и других органов государственного управления является формирование во взаимодействии с предпринимательскими структурами и общественными объединениями кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи создания рыночной экономики, обновления социальной структуры общества.

Непрерывность обучения этих категорий работников обеспечивают следующие его виды: Трудовой Договор Педагогического Работника с Образовательной Организацией.

  • систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;
  • участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и в других организациях;
  • краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • длительное периодическое обучение (не реже одного раза в 5 лет) в образовательных учреждениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • стажировка в передовых организациях, в ведущих научных организациях, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в т.ч. за рубежом;
  • обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию;
  • переподготовка — получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и переподготовки, учебных центрах службы занятости, а также в структурных подразделениях повышения квалификации и переподготовки образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Особенности договоров с научно-педагогическими работниками
Как правило, с педагогами средних учебных заведений, техникумов и дошкольных воспитательных учреждений трудовые договоры заключаются на неопределенный срок, если иное не обусловлено желанием работника, условиями работодателя, или временности занятия вакансии.

Заключение трудового договора на должности преподавателей, ассистентов, профессоров и доцентов вузов предваряется процедурой конкурсного отбора. Сам трудовой договор при этом является срочным, заключаемым на 5 лет, по истечении которых на занимаемую должность вновь назначается конкурс.

Допускается необязательность конкурсного отбора при временном замещении должности отсутствующего работника.

Не являются обязательными требования по прохождению конкурсного отбора на замещение должностей, договоры по которым являются бессрочными:

С работниками, занимающими должности по бессрочным трудовым договорам, но не переизбранными на должность по результатам конкурса, трудовой контракт, на основании ст. 336 ТК РФ, расторгается.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *