Следующий комментарий к статье 3 ТК РФ

1. Запрещение дискриминации в сфере труда является краеугольным принципом правового регулирования социально-трудовых отношений, который наряду с упоминанием в ст. 2 ТК получил специальную развернутую регламентацию в ст. 3 ТК. Этим законодатель подчеркнул особую важность данного принципа, придаваемую ему как международным правом в целом, так и международным трудовым правом, а также нормами национальных правовых систем большинства демократических государств. Повышенное внимание законодателя к данному принципу объясняется тем, что он служит универсальной правовой гарантией, обеспечивающей всеобщее и естественное право человека на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; преамбула Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; ст. 19 Конституции РФ).

2. Содержащийся в ч. 2 ст. 3 ТК запрет на дискриминацию основывается на положениях ст. 2 Всеобщей декларации прав человека и п. 2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Международное трудовое право также уделило должное внимание этой проблеме и посвятило ее решению отдельную Конвенцию N 111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25 июня 1958 г.). Наша страна входит в число государств, ратифицировавших данную Конвенцию. Кроме того, всеобщий запрет дискриминации содержится в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Запрещенная законом дискриминация человека в трудовых отношениях понимается как всякое ограничение трудовых прав и свобод или преимущество в трудовых правах и свободах, полученное в зависимости от любого из обстоятельств, перечисленных в данной статье (пола, расы, цвета кожи и т.п.), либо в зависимости от не указанных в данной статье обстоятельств в случае, когда такое ограничение или преимущество не связано с деловыми качествами работника.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Сходным образом дискриминация определяется и в международном трудовом праве. Согласно указанной Конвенции дискриминация включает: а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим государством — членом МОТ по консультации с представительными организациями работодателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами. Термины «труд» и «занятия» обозначают в данном случае доступ к профессиональному обучению, труду и иным занятиям, а также оплату и условия труда (п. 3 ст. 1).

баннер

Наряду с принципиальным сходством определений термина «дискриминация», содержащихся в российском законодательстве и в Конвенции МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий», обращают на себя внимание ряд отличий: а) ст. 3 ТК относит к дискриминации лишь ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, тогда как по ст. 1 Конвенции данный термин охватывает всякое различие, недопущение или предпочтение в области труда и занятий; б) по смыслу ст. 1 Конвенции дискриминацией признаются те различия, недопущения или предпочтения в трудовых правах работников, которые приводят к нарушению равенства их возможностей либо обращения в области труда и занятий, о чем умалчивает ст. 3 ТК; в) обстоятельства, способные служить основанием для дискриминации, перечисленные в п. «a» ст. 1 Конвенции, дополнены в ч. 2 ст. 3 ТК указанием на язык, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст и место жительства; г) в соответствии с п. «b» ст. 1 Конвенции перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством — членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем также не говорит ст. 3 ТК. Принцип Свободы Труда Свобода Трудового Договора.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ СТАНДАРТЫ СВОБОДЫ ТРУДА И ПРАВА НА ТРУД В КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРАКТИКЕ РОССИИ
(Стр. 79-83)

Являясь неотъемлемой частью внутригосударственного экономического механизма, трудовые права и свободы личности в России сориентированы и в значительной мере соответствуют положениям международно-правовых актов в области трудовой деятельности человека. Своеобразие развития экономической и политической системы с определенными кризисными проявлениями обуславливает вопрос о соотношении конституционно-правового и международно-правового регулирования таких важнейших элементов механизма регулирования экономических отношений как свобода труда и право на труд. В вопросе о соотношении внутригосударственного и международно-правового регулирования трудовой деятельности важное значение имеет исследование характера соотношения внутригосударственного законодательства и авторитетных международных актов. Анализ внутригосударственных и международных положений можно провести посредством исследования международных трудовых стандартов. Проблема определения международных трудовых стандартов интересует сегодня юридическую общественность не только России, но и зарубежных стран (П. Баквис, М. МакКой). Материалы и методы: Исследовательскую базу работы составили научные взгляды правоведов и нормативные правовые источники, анализируемые посредством общих и специальных методов научного познания. Выводы: В статье представлена комплексная оценка международных трудовых стандартов, определены конституционные положения, содержащие трудовые права и свободы, проанализировано соотношение внутригосударственного законодательства и авторитетных международных актов в сфере труда. Возможность последующего использования результатов научной работы: Особым вкладом автора в исследование темы является выявление закрепленных в международном праве международных трудовых стандартов, а также их содержания, позволяющего проанализировать положения Конституции Российской Федерации в сфере труда на предмет их соответствия международным нормам. Социальные последствия: Представленный анализ позволит членам общества четче понимать сущность международных трудовых стандартов, что может стать одним из условий более эффективной реализации конституционных прав и свобод в сфере труда. Оригинальность и ценность: Результаты данной работы могут быть полезны законодателям при регулировании положений о свободе труда и праве на труд в различных сферах в различных сферах жизнедеятельности человека, ученым-правоведам при проведении исследований, студентам-юристам для уяснения сущности международных трудовых стандартов и конституционных положений о свободе труда и праве на труд.

Всеобщая декларация прав человека: [Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990. — С. 14-20.;
Европейская социальная хартия (пересмотренная): [Принята в г. Страсбурге 03 мая 1996 г.] // Бюллетень международных договоров, апрель 2010. — № 4. — С. 17-67.
Европейская Социальная Хартия 1966 г. // Международные акты о правах человека / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. -М., 2002.
Международный пакт о гражданских и политических правах: [Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990. — С. 53-57.
О защите прав человека и основных свобод: Конвенция: [Заключена в г. Риме 04 ноября 1950 (с изм. от 13.05.2004)] // Собрание законодательства РФ, 08 января 2001. — №2. Ст. 163.
О ликвидации всех форм расовой дискриминации: Конвенция [Заключена 21 декабря 1965 г.] // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. — М., 1990. — С. 125-139.
О политике в области занятости: Конвенция №122 Международной организации труда: [Заключена в г. Женеве 09 июля 1964 г.] // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXV. — М., 1972. — С. 320-322.
О политике в области занятости: Рекомендация Международной организации труда №169 [Принята 26 июня 1984] // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда, Том II, Женева, 1957-1990 г., С.2047.
О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года: Федеральный закон от 03.06.2009, № 101-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 08.06.2009. № 23, ст. 2756.
О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 апреля 1998 г., № 14, ст. 1514.
Об основополагающих принципах и правах в сфере труда: Декларация Международной организации труда: [Принята в г. Женева 18 июня1998 г.] // Российская газета. — 1998. — №238;
Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 — Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — №12.
Относительно дискриминации в области труда и занятий: Конвенция №111 Международной организации труда: [Принята в г. Женеве 25 июня 1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ] // Ведомости ВС СССР. 1961. — №44. — Ст. 448.
Относительно принудительного или обязательного труда: Конвенция №29 Международной организации труда: [Принята в г. Женеве 28 июня 1930 на 14-ой сессии Генеральной конференции МОТ] // Ведомости ВС СССР. — 1956. — №13. Ст. 279.
Пресняков, М.В. Конституционный принцип свободы: формы и виды реализации / М.В. Пресняков, О.А. Куницина // Гражданин и право. — 2012. — №8. — С. 37-38.
Свобода Трудового Договора и Его Ограничения.

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *