Порядок заключения и содержание коллективного договора
История коллективных договоров в России начинается с начала ХХ в. и связана с первой русской революцией. Впервые практика заключения коллективных договоров приобрела правовой статус с декретом СНК РСФСР от 2 июля 1918 г. «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда». В дальнейшем процесс заключения коллективных договоров был формализован, государством был четко определен не только порядок заключения и основные разделы коллективного договора, но и меры по контролю за его выполнением. Начиная с 1992 года с изданием закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», предусматривающего участие работников и их представителей в урегулировании социально-трудовых отношений не только на конкретном предприятии, в организации, но и на уровне территории или определенной отрасли. Стали заключаться генеральные, тарифные, региональные, отраслевые, межотраслевые соглашения, главная цель которых заключалась в предотвращении забастовок, иных социальных потрясений, урегулировании социально-трудовых отношений.
С принятием в 2002 г. Трудового кодекса РФ, ст. 41 которого определила, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, перечень предлагаемых для включения в него вопросов носит рекомендательный характер и не является исчерпывающим, что дает законное право участникам переговоров самим решать, какие вопросы включать в коллективный договор.
Новая редакция ст. 41 ТК РФ, вступившая в силу с 6 октября 2006 г., предоставила большую свободу сторонам при переговорах в выборе содержания коллективного договора, исключив ч. 4 указанной статьи, где была закреплена обязанность сторон включать в коллективный договор нормативные положения, если в законах или иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.
Согласно ч. 2 ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Важно отметить, что Трудовой кодекс РФ в отличие от ранее действующего Кодекса законов о труде Российской Федерации не относит коллективный договор к локальным нормативным актам организации, выделяя его наряду с трудовыми договорами и соглашениями в группу источников трудового права, принятых в договорном порядке (ч. 1 ст. 9 ТК РФ).
Согласно новой редакции ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя.
Следует напомнить, что согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Часть 5 указанной статьи разделила работодателей — физических лиц на две категории:
— физические лица, нанимающие работников для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Из вышеизложенного следует, что работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не могут заключать коллективный договор. Такое же правило ТК РФ распространяет на право принятия локальных нормативных правовых актов: работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Кем Устанавливается Контроль за Выполнением Коллективного Договора.
Контроля за Выполнением Коллективного Договора Соглашение Осуществляется Только
Необходимость в проведении коллективных переговоров возникает у профорганизации в следующих случаях:
- в организации отсутствует коллективный договор;
- необходимо внести изменения в действующий коллективный договор;
- в целях урегулирования возникших при заключении коллективного договора разногласий, оформленных соответствующим протоколом;
- срок действия коллективного договора заканчивается;
- изменяется собственник имущества организации;
- организация реорганизуется;
- в других случаях, когда в этом есть необходимость.
До проведения коллективных переговоров профорганизация может провести подготовительную работу, предусматривающую анализ социально-экономического положения организации с целью формирования обоснованных требований к работодателю.
Работодатель (его представитель) обязан предоставить профорганизации бесплатно полную и достоверную информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора. Представители работников, получившие от работодателя информацию, отнесенную в установленном законом порядке к служебной или коммерческой тайне, не вправе её разглашать.
ШАГ № 2 Инициирование переговоров
Решение о проведении переговоров с целью заключения коллективного договора с работодателем принимает согласно Общего положения о первичных организациях Профсоюза профсоюзный орган или профсоюзное собрание (конференция). В первичных организациях с численностью до 15 человек указанное решение принимает профсоюзное собрание.
После принятия решения о проведении коллективных переговоров с целью заключения коллективного договора необходимо уведомить работодателя о проявленной инициативе по проведению коллективных переговоров, направив ему соответствующее предложение.
Инициатором проведения коллективных переговоров, а также подготовки заключения или изменения коллективного договора вправе выступать любая из сторон.
Предложение о проведении коллективных переговоров оформляется в письменном виде и официально, с соответствующей регистрацией, направляется противоположной стороне.
ШАГ №3 Ведение коллективных переговоров
Представители стороны, получившие предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей со своей стороны для участия в составе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
Приступая к переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением (ст.35 ТК РФ). Количество лиц, направляемых для работы в комиссию, каждая сторона определяет самостоятельно. Рекомендуется каждой из сторон выдвигать в комиссию равное число ее членов.
Состав комиссии по ведению коллективных переговоров, согласованные сторонами порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, место проведения заседаний комиссии рекомендуется оформлять приказом по организации Контроль за Соблюдением Коллективного Договора и Ответственность.
Информация (аналитическая справка) о выполнении трудовых актов, образец
Контроль сторон и их представителей за исполнением коллективного договора (соглашения) осуществляется в том порядке, который устанавливают сами стороны сделки. Никаких законодательных норм по данному вопросу не существует. Единственным требованием, установленным абз. 2 ст. 51 ТК РФ, является обязанность предоставления сторонами друг другу или органу по труду всей необходимой информации о выполнении коллективного договора (соглашения) в течение 1 месяца с момента запроса.
На практике также сложилось правило, согласно которому на общем собрании работников их представители дают отчет о выполнении подписанных обязательств. Кроме того, этот документ размещается в интернете и других доступных для ознакомления местах. Форма отчета, его наименование и содержание определяются сторонами, хотя документ может быть составлен и в произвольном виде. Подписывает данный акт руководитель профсоюза или иное избранное лицо.
Итак, контроль коллективного договора (соглашения) начинается с его подписания и продолжается в течение всего времени действия. Основная цель — соблюдение прав работников. Контроль осуществляется как со стороны самих работников, так и со стороны властных органов. Образец отчета о выполнении коллективного договора можно скачать на нашем сайте.