Минтруд России разъяснил, как следует указывать сведения об условиях труда в трудовом договоре до и после проведения СОУТ

Минтруд России в письме от 26.03.2024 N 15-1/В-1375 разъяснил, каким образом следует указывать сведения об условиях труда в трудовом договоре до и после получения результатов проведения спецоценки условий труда.

1. Условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными для включения в трудовой договор.

2. При отсутствии в отношении условий труда на рабочем месте результатов спецоценки условий труда (СОУТ) в трудовом договоре следует указывать общую характеристику условий труда на данном рабочем месте: описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним.

3. После проведения СОУТ трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности:

4. Уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ.

5. Изменение условий трудового договора, оформляемое дополнительным соглашением к трудовому договору, возможно не ранее 2 месяцев со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Какой Периодичностью Проводится Специальная Оценка Условий Труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ. Какая Периодичность Проведения Специальной Оценки Условий Труда.

баннер

Предоставление льгот после спецоценки: как правильно оформить

Специальная оценка условий труда кардинально изменила подход к назначению работникам гарантий и компенсаций за вредность. Работодателю не всегда понятно, что делать с результатами спецоценки – кому назначить льготы, а кому отменить. И главное – как это все правильно оформить. Разберемся.

Сегодня основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств. Согласно статье 219Трудового кодекса гарантии и компенсации не устанавливаются, если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда. Чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда, предусмотрены разные виды гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда (подробнее в таблице ниже).

Таблица. Сравнение гарантий и компенсаций, которые предоставлялись при аттестации рабочих мест и предоставляются сейчас при спецоценке условий труда

Необходимо учитывать, что вышеуказанные гарантии и компенсации можно назначать только по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно.

Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении ( Отраслевое тарифн ое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве России на 2014–2016 годы (утвер ждено Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 г.), Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу России на 2014–2016 годы (утверждено Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» 23 декабря 2013 г.) и др) . Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав.

Результаты специальной оценки вступают в силу сразу же после ее завершения, то есть после утверждения комиссией отчета о проведении спецоценки. При этом у работодателя есть 30 календарных дней для ознакомления работников с ее результатами под роспись ( Часть 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») .

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда ( Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н) . Сроки Проведения Специальной Оценке Условий Труда с Изменениями.

Нормативная база
В этом году спецоценке условий труда (СОУТ) исполняется 6 лет. Появилась она с начала 2014 года, и регламентирует ее ФЗ от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». До этого процедура называлась «Аттестация рабочих мест».

В каких случаях внеплановая спецоценка не требуется

  • при реорганизации предприятия с сохранением всего технологического процесса, включая наименование должностей;
  • если подтверждается, что причиной произошедшего несчастного случая не являлись действия работника или нарушения технологического процесса;
  • в отношении работодателей, являющихся физическими лицами, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Осуществление внеплановой СОУТ не требуется при замене сотрудника на той или иной должности. Если специальная оценка была проведена в отношении должности, занимаемой гражданином, а в дальнейшем он был заменен другим работником, то при условии сохранения основных обязанностей, требований и условий работы повторное проведение СОУТ не нужно.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *