Минтруд России разъяснил, как следует указывать сведения об условиях труда в трудовом договоре до и после проведения СОУТ

Минтруд России в письме от 26.03.2020 N 15-1/В-1375 разъяснил, каким образом следует указывать сведения об условиях труда в трудовом договоре до и после получения результатов проведения спецоценки условий труда.

1. Условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными для включения в трудовой договор.

2. При отсутствии в отношении условий труда на рабочем месте результатов спецоценки условий труда (СОУТ) в трудовом договоре следует указывать общую характеристику условий труда на данном рабочем месте: описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним.

3. После проведения СОУТ трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями, в частности:

4. Уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ.

5. Изменение условий трудового договора, оформляемое дополнительным соглашением к трудовому договору, возможно не ранее 2 месяцев со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Какой Периодичностью Проводится Специальная Оценка Условий Труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:

1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:

• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).

Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.

• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.

3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.

4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.

баннер

Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.

5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:

• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ. Какая Периодичность Проведения Специальной Оценки Условий Труда.

Предоставление льгот после спецоценки: как правильно оформить

Специальная оценка условий труда кардинально изменила подход к назначению работникам гарантий и компенсаций за вредность. Работодателю не всегда понятно, что делать с результатами спецоценки – кому назначить льготы, а кому отменить. И главное – как это все правильно оформить. Разберемся.

Сегодня основанием для назначения льгот являются конкретные условия труда работника, а не включение должности в какой-либо список или перечень производств. Согласно статье 219Трудового кодекса гарантии и компенсации не устанавливаются, если на рабочих местах обеспечены безопасные условия труда. Чтобы стимулировать работодателя улучшать условия труда, предусмотрены разные виды гарантий и компенсаций в зависимости от класса (подкласса) условий труда (подробнее в таблице ниже).

Таблица. Сравнение гарантий и компенсаций, которые предоставлялись при аттестации рабочих мест и предоставляются сейчас при спецоценке условий труда

Необходимо учитывать, что вышеуказанные гарантии и компенсации можно назначать только по результатам проведения специальной оценки условий труда. Основываясь на результатах аттестации рабочих мест, установить или изменить гарантии и компенсации, согласно действующим положениям Трудового кодекса, невозможно.

Гарантии и компенсации работнику устанавливаются по результатам спецоценки условий труда согласно статьям 92, 117 и 147 Трудового кодекса. Но у работника есть право не использовать компенсации, которые предоставляются в большем размере, чем установленный государством минимум, и получать вместо этого деньги. Например, работать обычные 40 часов в неделю (а не 36 часов), использовать только семь дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда (если работнику положен более длительный отпуск). Чтобы реализовать эти свои права, порядок, размеры и условия выплаты денежной компенсации должны быть закреплены в соответствующем отраслевом (межотраслевом) тарифном соглашении ( Отраслевое тарифн ое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве России на 2014–2016 годы (утвер ждено Минрегионом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 г.), Отраслевое тарифное соглашение по горно-металлургическому комплексу России на 2014–2016 годы (утверждено Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России» 23 декабря 2013 г.) и др) . Например, в каком размере оплачивать дополнительные часы работы, когда возможно удлинить рабочую смену и т. д. Нормы из отраслевого соглашения переносят в коллективный договор конкретного предприятия. И каждый работник в индивидуальном порядке принимает решение о реализации своих прав.

Результаты специальной оценки вступают в силу сразу же после ее завершения, то есть после утверждения комиссией отчета о проведении спецоценки. При этом у работодателя есть 30 календарных дней для ознакомления работников с ее результатами под роспись ( Часть 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») .

Если эксперт организации, проводящей спецоценку, установит необходимость назначения гарантий и компенсаций, то работник вправе получать их с момента утверждения отчета о спецоценке. Сведения о гарантиях и компенсациях вписывают в строку 040 карты специальной оценки условий труда ( Утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н) . Сроки Проведения Специальной Оценке Условий Труда с Изменениями.

Нормативная база
В этом году спецоценке условий труда (СОУТ) исполняется 6 лет. Появилась она с начала 2014 года, и регламентирует ее ФЗ от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». До этого процедура называлась «Аттестация рабочих мест».

В каких случаях внеплановая спецоценка не требуется

  • при реорганизации предприятия с сохранением всего технологического процесса, включая наименование должностей;
  • если подтверждается, что причиной произошедшего несчастного случая не являлись действия работника или нарушения технологического процесса;
  • в отношении работодателей, являющихся физическими лицами, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Осуществление внеплановой СОУТ не требуется при замене сотрудника на той или иной должности. Если специальная оценка была проведена в отношении должности, занимаемой гражданином, а в дальнейшем он был заменен другим работником, то при условии сохранения основных обязанностей, требований и условий работы повторное проведение СОУТ не нужно.

🟠 Пройдите опрос и получите бесплатную консультацию

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.