Законодательная и нормативная база, регламентирующая и защищающая коммерческую тайну в Республике Беларусь
Коммерческая тайна предприятия — это не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами др., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам. Такова общая характеристика категории «коммерческая тайна» предприятия, определенная законодательно [4 с.130].
При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.
Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.
Требования к составу коммерческой тайны организации предъявляются также ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой информация только в том случае составляет коммерческую тайну, если:
— имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
Ценность сведений может определяться посредством того, способно ли их разглашение нанести организации вред в сфере, затрагивающей интересы ее конкурентной борьбы и экономической безопасности.
Гражданским кодексом охраняемая информация отнесена к объектам гражданских правоотношений (ст. 128). Согласно положениям Гражданского кодекса нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), является объектом права интеллектуальной и промышленной собственности. Таким образом, законодательно закреплено право собственности субъектов хозяйствования на информацию, составляющую их коммерческую тайну.
По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:
c) предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды
d) эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом
Базовым законом в области защиты информации является Закон Республики Беларусь от 06.09.1995 № 3850-XII "Об информатизации" (далее — Закон). В данном Законе определены правовые основы режима доступа к информационным ресурсам, базовые цели защиты информации и т.п., а также те категории сведений, к которым не может быть ограничен доступ. Согласно ст. 19 Закона к ним относятся сведения, которые:
— определяют права, свободы, обязанности физических лиц и порядок их реализации;
— содержат информацию о чрезвычайных ситуациях, экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой обстановке, обеспечивающей безопасность существования общества;
— содержат информацию, отнесенную к источникам знаний и накапливаемую в информационных системах в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры и права. Закон о Коммерческой Тайне Беларусь 2013.
Что такое коммерческая тайна, и какими законодательными актами регулируется ее защита?
В Республике Казахстан нет специального закона, регулирующего защиту коммерческой тайны . Правовые нормы, посвященные коммерческой тайне, разбросаны по различным нормативным актам, принятым в разное время. Но все же попробуем разобраться.
Подпункт 16) статьи 1 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" понимает под коммерческой тайной информацию, определяемую и охраняемую субъектом частного предпринимательства, свободный доступ на законном основании к которой имеет ограниченный круг лиц, разглашение, получение, использование которой может нанести ущерб его интересам.
Статья 126 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) гарантирует защиту информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Законодательство также использует понятия: "информация с ограниченным доступом", "нераскрытая информация", "конфиденциальная информация, сведения", частью которых является понятие коммерческой тайны.
- она не относится к государственным секретам;
- это сведения, связанные с деятельностью предпринимателя;
- она имеет действительную или потенциальную ценность, в силу ее неизвестности третьим лицам;
- разглашение ее может нанести ущерб интересам предпринимателя;
- к ней нет свободного доступа;
- обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;
- предприниматель сам определяет состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну (однако в силу требований закона, некоторые сведения не могут быть отнесены к коммерческой тайне).
Указанные признаки очень важны, поскольку только их совместное наличие дает право на защиту коммерческой тайны.
К коммерческой тайне могут быть отнесены технология производства, способы управления предприятием, сведения о финансах предприятия, заключенных и планируемых сделках, сведения, изложенные в бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения, содержащиеся в учредительном договоре юридического лица. Данный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку предпринимателю предоставлено право самому определить состав и объем сведений, разглашение которых для него нежелательно.
Ряд сведений не может быть отнесен к коммерческой тайне. Но этот перечень, наоборот, строго определяется законом. Это, к примеру, сведения, содержащиеся в уставе юридического лица, сведения о государственной регистрации, перерегистрации и ликвидации юридических лиц и их филиалов (представительств), сведения о сделках с недвижимым имуществом и регистрации прав на недвижимость. Не составляют коммерческой тайны сведения, относящиеся к государственной статистической отчетности, а также касающиеся тех сторон деятельности организаций, которые выступают объектом государственного контроля и надзора, хотя это не означает, что контрольно-надзорные органы вправе распоряжаться полученной информацией, как им вздумается. Предприниматель обязан предоставлять своим работникам, акционерам, пайщикам и другим соответствующим лицам доступ к сведениям, которые позволяют проверить правильность начисления им заработной платы, вознаграждения по договору, авторского гонорара, дивидендов, определить их долю в имуществе, доходах, прибыли. Законы о Коммерческой Тайне в Беларуси.
Новости
Согласно документу с 1 марта 2024 г. вводятся в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2024 г. (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 6 января 2024 г. (далее — ПИКоАП).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (КоАП 2003 г.), а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в КоАП 2003 г. в период со дня его принятия до 1 марта 2024 г.;
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г., а также все законы (их отдельные положения), которыми внесены изменения в этот Кодекс в период со дня его принятия до 1 марта 2024 г.;
Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. № 208-З «О введении в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».
С 1 марта 2024 г. поручено прекратить дела об административных правонарушениях, которые согласно КоАП, другим законодательным актам, предусматривающим административную ответственность, не являются административными правонарушениями, а также дела об административных правонарушениях, по которым истекли сроки наложения административных взысканий, установленные статьей 7.6 КоАП.
С 1 марта 2024 г. не подлежат исполнению неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий за совершение деяний, не являющихся административными правонарушениями в соответствии с КоАП, другими законодательными актами.
Вынесенные до 1 марта 2024 г. и неисполненные (полностью или частично) постановления о наложении административных взысканий подлежат пересмотру в случаях, когда нормы КоАП улучшают положение лиц, совершивших административные правонарушения, по сравнению с нормами КоАП 2003 г.