1) Трудовой кодекс РФ, глава 52 которого специально посвящена особенностям регулирования труда данной категории работников;
2) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. на 07.07.2003);
3) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-I «Об образовании» (с изм. на 07.07.2003);
4) указы Президента РФ;
5) постановления Правительства РФ;
6) нормативные правовые акты Минтруда России, Минобразования России, а для ведомственных вузов — еще и нормативные акты этих ведомств;
7) законы и иные нормативные акты того субъекта Российской Федерации, в котором расположено высшее учебное заведение.
Особенности правового регулирования трудовых отношений педагогических работников образовательных учреждений.
Трудовым кодексом РФ предусмотрены особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, различающихся в том числе и по «профессиональному» признаку. Одной из таких категорий являются педагогические работники образовательных учреждений, наиболее характерные особенности регулирования условий труда которых, и будут рассмотрены в этом материале.
Напомним вначале о том, что в статье 5 Трудового кодекса РФ по существу выстроена иерархия нормативных актов по критерию их юридической силы с оговоркой, содержащейся в части восьмой той же статьи, что в случае противоречия между самим Кодексом (являющимся федеральным законом) и другими нормативными актами, в том числе другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит именно Трудовой кодекс РФ.
Например, соподчиненность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения педагогических работников высших учебных заведений, выглядит следующим образом:
1) Трудовой кодекс РФ, глава 52 которого специально посвящена особенностям регулирования труда данной категории работников;
2) Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. на 07.07.2003);
3) Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-I «Об образовании» (с изм. на 07.07.2003);
4) указы Президента РФ;
5) постановления Правительства РФ;
6) нормативные правовые акты Минтруда России, Минобразования России, а для ведомственных вузов — еще и нормативные акты этих ведомств;
7) законы и иные нормативные акты того субъекта Российской Федерации, в котором расположено высшее учебное заведение.
В этой связи следует обратить внимание на одно, очень существенное общее правило: если по одному и тому же предмету имеется общее и специальное правовое регулирование, устанавливаемое нормативными актами, находящимися на одной иерархической ступени, большей юридической силой обладают именно специальные правовые нормы, которые и подлежат применению.
Отметим, что в принципе сам термин «система найма работников» используется для обозначения безусловно более широкого понятия, нежели просто прием работников на работу, поскольку включает, например, и такую стадию формирования трудового коллектива, как подбор кадров. В принципе, систему найма условно можно разделить на две составляющие: первая из них охватывает те ее элементы, наличие и характеристики которых не зависят от конкретного работодателя (в данном случае — образовательного учреждения) и предопределены исключительно общими требованиями трудового законодательства (то есть нормативно установленным порядком приема на работу), а вторая — элементы, находящиеся в зависимости уже от той кадровой политики, которую проводит конкретный работодатель. Данное обстоятельство по существу вытекает из положения статьи 53 (пункт 1) Закона РФ «Об образовании», согласно которому порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами.
В рамках данной статьи, естественно, будут затронуты только вопросы, касающиеся непосредственно приема на работу, и, конечно же, с учетом специфики образовательного учреждения как работодателя — в первую очередь, имея в виду высшие учебные заведения.
Прием на работу, как известно, представляет собой комплекс процедур, проводимых по установленным трудовым законодательством и обязательным как для работодателя, так и для поступающего на работу лица, правилам. Особенности правового регулирования приема на работу определяются конкретной категорией работников или, если говорить точнее, соответствующей категорией должностей, которые условно могут быть классифицированы следующим образом:
По общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ). достигшие возраста 15 лет. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1 (в ред. от 07.07.03) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
4. Исключения для лиц, не достигших 14 лет
По общему правилу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ). достигшие возраста 15 лет. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1 (в ред. от 07.07.03) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.
Раздел XII. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками образовательных организаций высшего образования
Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в образовательной организации высшего образования могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.
Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.
Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.
В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.
должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.
Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.
При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.
До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.