4. Экологический аудит в области обращения с отходами
Федеральный закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.02 «Об охране окружающей среды» определяет экологический аудит как независимую комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности (статья 1).
Целью экологического аудита является содействие хозяйствующим субъектам в организации эффективной природоохранной деятельности.
Экоаудит является удобным и гибким инструментом получения достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия экологически обоснованных решений, как для предприятий и организаций, так и для государственных природоохранных органов.
- получение достоверной информации о порядке обращения с отходами;
- проверку соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства;
- снижение экологических и экономических рисков, возникающих при обращении с отходами;
- снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды;
- определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия.
Инициативный экологический аудит проводится по решению руководства хозяйствующего субъекта или по заказу заинтересованной стороны, если проверка не предусмотрена законодательством, то есть по инициативе самих хозяйствующих субъектов. Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента.
В отличие от добровольного, обязательный аудит предусматривается законом. Обязательный экологический аудит может проводиться по решению органов государственного экологического контроля и экспертизы, суда, арбитража, правоохранительных, природоохранных и других органов при разработке деклараций безопасности промышленных предприятий, осуществлении деятельности, затрагивающей интересы экологической безопасности территории, а также при оценке воздействия на окружающую среду, страховании и лицензировании. Объем и порядок проведения обязательного аудита установлены органами государственного управления.
- при реализации международных обязательств и соглашений в области охраны окружающей среды;
- при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования;
- по поручению государственных органов при осуществлении государственного экологического контроля, при лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, для обоснования экологической санации предприятий;
- для учета экологических факторов при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- при реализации процедуры банкротства;
- при проведении обязательного экологического страхования и т.д.
В практике экологического аудирования, различают внешний и внутренний аудит.
Внутренний экологический аудит носит добровольный характер и проводится по инициативе и силами самого предприятия, являясь частью общей системы внутреннего контроля. Аудиторы являются работниками аудируемого предприятия, и план их работы утверждается руководством. Аудиторское Заключение Это Коммерческая Тайна Или Нет.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.
Cистема экологического менеджмента
Cистема экологического менеджмента (СЭМ) – лучший инструмент для того, чтобы помочь предприятию решить проблемы в сфере экологии и развиваться далее по пути экологически чистого производства. Система Экологического менеджмента подчиняется требованиям серии стандартов ISO 14000.
Внедрение СЭМ на предприятии предусматривает выработку экологической политики, целей и задач, идентификацию экологических аспектов, разработку необходимых внутренних стандартов и иных документов.
Главное, что необходимо сделать – изменить подход производственного предприятия к охране окружающей среды. Для того, чтобы предприятие было признано соответствующим требованиям международных и российских стандартов в области СЭМ, необходимо пройти сертификацию.
Именно на данном этапе проводится внешний экологический аудит сертифицирующей организацией. С помощью аудиторов проводится обследование и подготовка к сертификации по СЭМ, в дальнейшем производится периодический повторный аудит для подтверждения сертификата и определения дальнейших путей развития.
Аудиторы помогают предприятию в разработке политики, целей и задач, экологической программы, составлении стандартов и инструкций. В дальнейшем предприятие налаживает внутренние аудиты, проводимые сотрудниками предприятия, например, экологами.
Для проведения внутренних аудитов необходимо специальное обучение сотрудников основам системы экологического менеджмента. Аудиторы проводят тщательные обследования всех подразделений предприятия, знакомятся с внутренней документацией, технологиями производства, характеристиками сырья и продукции, по результатам аудита выявляются несоответствия критериям.
Смысл внутренних аудитов – не только проверка и наказание, но и попытка перестроить понимание своей работы каждого сотрудника предприятия, внедрить экологические ценности и осознание экологических последствий своего труда.
Экологический аудит как часть СЭМ или как способ проверить предприятие на соответствие закону – это инструмент будущего, прогрессивный способ ответственного управления производством, который в дальнейшем, надеемся, будет развиваться, вытесняя систему наказания и контроля.
Оцениваемые показатели при эко-аудите | Контролирующий закон |
Деятельность субъекта затрагивает лесные отношения | Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ |
Использование водных ресурсов | Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ |
Проверка на требования охраны земель при проведении хозяйственной деятельности | Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ |
Имеются источники выброса загрязняющих веществ в атмосферу | Закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 N 96-ФЗ |
Деятельность по обращению с отходами | Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ |
Использования недр | Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 |
Строительная деятельность | Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ |
Как составляется заключение экологического аудита
1. Вывод по итогам проверки относительно соответствия природоохранной политики компании действующим законам, нормативам и требованиям;
2. Анализ состояния финансовых и хозяйственных отчетных документов, точность предусмотренных экологических выплат, целесообразность использования финансовых ресурсов, выделяемых на природоохранные мероприятия;
3. Оценку влияния исследуемого объекта на окружающую среду, экологическую ситуацию в регионе, на здоровье сотрудников. Анализ сведений о размере и наличии выбросов вредных веществ, ограничение которых предусмотрено международными соглашениями;
4. Итоги проверки роста объемов выпуска товаров с учетом изменения выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, потребления природных и энергоресурсов;
5. Данные анализа при сравнении важнейших показателей экологической деятельности проверяемого предприятия с аналогичными отечественными и зарубежными объектами;
6. Оценка возможной угрозы в случае создания аварийной ситуации, правильность составленных планов предотвращения негативных последствий и ликвидации аварийных очагов, а также достаточность имеющихся для этого материальных ресурсов;
7. Выводы относительно квалификации и компетенции специалистов, ответственных за природоохранные мероприятия, наличие у них техсредств для контроля состояния объекта;
8. Заключение об уровне информированности руководства предприятия о размере загрязнения экологии в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Выводы о наличии мотивационных и стимулирующих программ, направленных на защиту окружающей среды и снижение энергозатратности и материалоемкости производимых товаров.