Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 95–103
Актуальность (контекст) тематики статьи. Поскольку психологическая работа в МВД России является одним из видов системы морально- психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, то ее подразделения призваны выполнять задачи двух уровней: профессионально- специфические и общесистемные. Первые, представленные тремя группами, сводятся к индивидуальной и групповой психодиагностике, личностно- профессиональному развитию, профессионально-психологическому сопровождению. Их выполнение подчинено общесистемным целям, главная из которых заключается в формировании государственно-патриотического мировоззрения, корпоративной культуры и профессионально значимых качеств сотрудников.
Цель. В контексте такого подхода в статье рассматриваются статическая и динамическая модели психологической работы в МВД Россиии на современном этапе, выявляются ее актуальные проблемы и определяются пути их разрешения.
Описание хода исследования. На основании краткого анализа статической модели психологической работы автор делает вывод делает вывод о наличии сил и средств для успешного выполнения поставленных задач и подтверждает это внешними критериальными показателями. При характеристике динамической модели определяются проблемы научно-методического, организационно-кадрового и общесистемного (мировоззренческого) характера. Автор уточняет их сущность и содержание, а также обосновывает пути их конструктивного устранения.
Результаты исследования. Автор констатирует, что проблемы мировоззренческого характера требуют особого внимания, поскольку для их решения необходим целый комплекс мер, связанных с расширением функциональных обязанностей психологов, работающих в системе МВД.
Выводы. В условиях негативного информационно-психологического воздействия на профессионально-корпоративное сознание сотрудников МВД, повышенного внимания отдельных исследователей к отрицательным моментам истории полиции при игнорировании ее героических страниц, психологи должны использовать весь арсенал психологических подходов и методов для противостояния данным деструктивным воздействиям. Особое значение должно уделяться формированию мотивационной сферы сотрудников как важнейшей составляющей их профессиональной направленности.
Ключевые слова: работники органов внутренних дел; ведомственная подготовка психологов; морально-психологическое обеспечение служебной деятельности; историческая память; психология понимания; статическая и динамическая модель психологической работы
Психологическая работа в органах внутренних дел является, наряду с воспитательной, социальной, культурно-просветительной работой, а также деятельностью по укреплению служебной дисциплины и законности, одним из видов системы морально-психологического обеспечения их оперативно-служебной деятельности (Приказ МВД России …, 2010). В силу специфики решаемых задач профессионального образования и используемого инструментария психологи призваны быть компетентными помощниками руководителей, других должностных лиц этой системы и играть ключевую роль в ее совершенствовании.
Этим обусловлено внимание руководства МВД России к текущему состоянию и совершенствованию ведомственной профессионально-практической психологии, регулярное рассмотрение этих вопросов на коллегиях, оперативных совещаниях и других связанных с подбором, подготовкой, деятельностью и поведением личного состава мероприятиях (Основные тезисы расширенного …, 2017). Темы Для Воспитательной Работы в Мвд.
Аналитическая справка по работе с трудными
материал на тему
Лисьев Антон Олегович (18.10.2004 г.р.) состоит на профилактическом учете с 18 октября 2016 г., решением заседания Совета профилактики по причине совершения правонарушения, в котором устанавливаются признаки состава преступления предусмотренного частью 2 ст. 158 УК РФ.
С момента постановки на учет Лисьева А.О., мной использовались различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимся:
— изучение особенностей личности и составление характеристики на «трудного» подростка;
— посещения на дому с целью контроля над подростком, его занятостью в свободное от занятий время;
— консультирование родителей, учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению подростка;
— систематический контроль пропусков учебных занятий, выявление причин пропусков;
— учет пробелов в знаниях, умениях и навыках, оказание помощи при подготовке домашних заданий;
Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности велся строгий контроль над посещаемостью занятий Лисьевым Антоном. С этой целью:
— учителя предметники своевременно ставят в известность классного руководителя о пропусках уроков учеником;
Была организованна ежедневная занятость ученика в школьных кружках: «Спортивные игры», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Я лидер», «Наш край», «Наглядная геометрия», «Основы православной культуры», «Юный информатик».
Перед наступлением каникул проводился предварительный мониторинг занятости несовершеннолетнего во время каникул, выявлялась предполагаемая занятость. В перед каникулярного времени (осенние каникулы) Лисьев А.О. посещался на дому. В ходе посещения, был составлен акт посещения, где отражены материально-бытовые условия проживания в семье. На осенних каникулах подросток был задействован организованной занятостью. Проводились классные часы и викторины («Правила дорожного движения», «Родина моя — Россия», «Где живет незнайка»), занятия в школьных кружках («Юный информатик», «Мы исследователи», «Алые паруса», «Я лидер»), общешкольное гражданско-патриотическое мероприятие возложение цветов к памятнику солдата.
Поведение подростка рассматривалось на школьных заседаниях Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на малых педсоветах, заседаниях педагогического совета школы. Кроме того 17 ноября 2016 г. проводилось собрание родителей «трудных» учеников 5 класса и педагогического состава школы.
В целях формирование нравственных ценностей; повышение уровня эстетического и духовно-нравственного воспитания, проводились следующие мероприятия:
Выводы: анализируя работу, проведённую в течение первого полугодия, можно с уверенностью сказать о положительной динамике. Заметно снизились пропуски уроков учащегося без уважительной причины, уходы с последних уроков. Климат в 5 классе стал более благоприятный. Реже происходят конфликтные ситуации между Лисьевым А.О. и одноклассниками.
Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами.
Индивидуальная воспитательная работа с личным составом является системой мер целенаправленного психолого-педагогического воздействия руководителя органа, подразделения, образовательного учреждения системы МВД России на личность сотрудника в целях формирования и развития качеств и свойств, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.
Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.
Значение индивидуальной воспитательной работы состоят в следующем:
Во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и, с учетом этих данных, определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность.
Во-вторых, индивидуальная воспитательная работа является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности.
В-третьих, индивидуальная воспитательная работа способствует повышению взаимоответственности друг перед другом воспитателя и воспитуемого.
Система индивидуальной воспитательной работы – это совокупность структурных, организационных и содержательных элементов, тесно связанных между собой, учитывающих личностные особенности каждого конкретного сотрудника, направленных на формирование сотрудника-профессионала и гражданина общества.
Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами которой являются:
4) определение перспектив и составление программы воспитательной работы с данным конкретным сотрудником;
5) выбор и применение оптимальных средств, методов и форм воспитательного воздействия в зависимости от индивидуальных, личностных особенностей человека;
6) консолидация усилий всех категорий воспитателей и служебного коллектива на формирование личности, подключение других институтов воспитательного воздействия;
7) постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы.
Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел.
Основными формами реализации задач индивидуальной воспитательной работы являются:
изучение документов и материалов, характеризующих морально-психологические и деловые качества сотрудника, его социально-бытовые проблемы;
анализ результатов профессиональной подготовки, показателей служебной дисциплины;
беседы с непосредственными начальниками (командирами) и сослуживцами сотрудника.
Тема № 10. «Планирование воспитательной работы с личным составом».