Что необходимо учесть при составлении Положения об оплате труда

Разрабатывая свое индивидуальное Положение, работодатели должны подробно рассмотреть в нем такие вопросы:

  1. Согласно ч. 6 ст. 136 ТК, должна быть установлена конкретная дата выплаты, причем зарплата должна выдаваться как минимум дважды в течение месяца. Указание временного периода вместо конкретных дат не является правомерным.
  2. В Положении необходимо прописать порядок выдачи зарплаты — как рассчитывается, и каким именно образом она выплачивается. Важно точно прописать размер зарплаты за первую половину месяца, дату и место ее выплаты. Подробное раскрытие всех вопросов, касающихся оплаты труда, важно, чтобы в случае непроинформированности работники не обращались с жалобами в трудовую инспекцию, считая, что их права каким-то образом были нарушены. Не стоит забывать и о правах новых сотрудников, которые еще не успели отработать полный месяц, но за первые полмесяца должны уже получить первую часть зарплаты.
  3. При установлении даты выплаты зарплаты работодатель должен принимать во внимание график и условия работы банковских учреждений для своевременного снятия наличных на произведение выплаты зарплаты или для своевременного перечисления средств работникам на их зарплатные карты. Сроки выплаты не должны нарушаться ни при каких обстоятельствах.
  4. Форма расчетного листа, предоставляемого сотрудником, как правило, утверждается в Положении. Так, в этом бланке должна обязательно содержаться информация о размерах начислений, составных частях зарплаты, размерах произведенных удержаний с указанием на их обоснованность, итоговая сумма выплат.
  5. Не стоит упускать из виду обязанность работодателя регулярно индексировать размер зарплаты — порядок ее проведения должен быть указан в Положении согласно ст. 134 ТК. Об обязательности включения порядка индексации в Положение указывает и Роструд в своем официальном письме «Об индексации заработной платы…» от 19.04.2010 № 1073-6-1. Отсутствие пункта об индексации в локальном нормативном акте может быть расценено контролирующими органами как правонарушение, за которое следует административная ответственность, согласно ст. 5.27 КоАП России.

Положение об оплате труда для коллективного договора является особым внутренним нормативным актом, в котором подробно раскрываются все вопросы о порядке начисления и выплаты зарплаты, о премировании и допустимых удержаниях из доходов сотрудников. При этом в самом колдоговоре можно указать общие положения оплаты труда на предприятии, а подробно расписать правила, порядок начисления, условия увеличения заработной платы и прочее можно непосредственно в Положении. Коллективный Договор с Председателем Совета Трудового Коллектива.

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса. Коллективный Договор Администрации Городского Округа Тольятти.

Порядок заключения и содержание коллективного договора

История коллективных договоров в России начинается с начала ХХ в. и связана с первой русской революцией. Впервые практика заключения коллективных договоров приобрела правовой статус с декретом СНК РСФСР от 2 июля 1918 г. «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда». В дальнейшем процесс заключения коллективных договоров был формализован, государством был четко определен не только порядок заключения и основные разделы коллективного договора, но и меры по контролю за его выполнением. Начиная с 1992 года с изданием закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», предусматривающего участие работников и их представителей в урегулировании социально-трудовых отношений не только на конкретном предприятии, в организации, но и на уровне территории или определенной отрасли. Стали заключаться генеральные, тарифные, региональные, отраслевые, межотраслевые соглашения, главная цель которых заключалась в предотвращении забастовок, иных социальных потрясений, урегулировании социально-трудовых отношений.

С принятием в 2002 г. Трудового кодекса РФ, ст. 41 которого определила, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, перечень предлагаемых для включения в него вопросов носит рекомендательный характер и не является исчерпывающим, что дает законное право участникам переговоров самим решать, какие вопросы включать в коллективный договор.

Новая редакция ст. 41 ТК РФ, вступившая в силу с 6 октября 2006 г., предоставила большую свободу сторонам при переговорах в выборе содержания коллективного договора, исключив ч. 4 указанной статьи, где была закреплена обязанность сторон включать в коллективный договор нормативные положения, если в законах или иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Согласно ч. 2 ст. 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Важно отметить, что Трудовой кодекс РФ в отличие от ранее действующего Кодекса законов о труде Российской Федерации не относит коллективный договор к локальным нормативным актам организации, выделяя его наряду с трудовыми договорами и соглашениями в группу источников трудового права, принятых в договорном порядке (ч. 1 ст. 9 ТК РФ).

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя.

Следует напомнить, что согласно ч. 4 ст. 20 ТК РФ работодатель — физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Часть 5 указанной статьи разделила работодателей — физических лиц на две категории:

— физические лица, нанимающие работников для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства (далее — работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Из вышеизложенного следует, что работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не могут заключать коллективный договор. Такое же правило ТК РФ распространяет на право принятия локальных нормативных правовых актов: работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Нет Коллективного Договора но Есть Положения об Оплате Труда.

В Коллективном Договоре с Учетом Финансово Экономического Положения Работодателя

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • выплата пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • частичная или полная оплата питания работников;
  • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В заключение

Коллективный договор имеет важное юридическое и социально-экономическое значение, поскольку, с одной стороны, является правовым документом организации, выполняющим особую роль в регулировании трудовых отношений, а с другой — еще и способом взаимодействия работников и работодателей, позволяющим согласовать их интересы. Коллективный договор также повышает гарантии трудовых прав работников, тем самым поднимая мотивацию к трудовой деятельности и повышению эффективности труда. Кроме этого, он играет значительную роль при решении вопросов оплаты труда работников, обосновывает определенные расходы организации (оплату проезда сотрудников, доплату за питание и т. д.), а также может иметь большое значение как подтверждающий документ в случае возникновения трудовых споров или проверок контролирующими органами.

🟠 Пройдите опрос и получите бесплатную консультацию

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.