5. Ведущие мосты
Ведущие мосты тракторов и автомобилей предназначены для трансформации, распределения и переноса вращательного движения от вторичного вала коробки передач или раздаточной коробки к ведущим колесам, а также переноса поступательного движения от ведущих колес к несущей системе (остову). В зависимости от назначения колесные тракторы могут иметь один (задний) или два ведущих моста. Как правило, два ведущих моста имеют тракторы повышенной проходимости: МТЗ-82, Т-40АМ, К-701, Т-150К.
У легковых автомобилей обычно один ведущий мост (реже два), но бывают автомобили с тремя мостами (ЗИЛ-131).
Ведущий мост колесного трактора состоит из главной (центральной) передачи, дифференциала, валов ведущих колес (полуосей), конечной передачи и тормозов. В гусеничных тракторах на месте дифференциала размещается механизм поворота. Легковые и грузовые (малой и средней грузоподъемности) автомобили не имеют конечных передач.
Главная передача служит для увеличения общего передаточного числа и передачи вращающего момента через дифференциал (или механизм поворота) и конечные передачи к ведущим колесам трактора (автомобиля).
По числу пар зубчатых колес различают одинарные и двойные главные передачи, а по конструкции — конические со спиральными зубьями, гипоидные и цилиндрические.
Главная передача трактора представляет собой одинарную передачу, состоящую из пары конических или цилиндрических шестерен (рис. 4.6). Главные передачи автомобиля могут быть одинарными и двойными. Одинарные представляют собой конические шестерни с гипоидным зацеплением, позволяющим снизить шум при работе шестерен, габаритные размеры и массу ведущего моста уменьшить. Их применяют на легковых автомобилях малой и средней грузоподъемности.
а — коническая с прямозубым зацеплением; б— коническая с косозубым зацеплением; в — коническая с гипоидным зацеплением
Двойные главные передачи состоят из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Конические шестерни выполняют со спиральным зубом, а цилиндрические — с прямым, косым или шевронным.
Дифференциал — планетарный механизм, предназначенный для распределения вращающего момента между ведущими полуосями трактора или автомобиля и обеспечения вращения ведущих колес с различной частотой при движении по кривой или по неровностям пути.
Во время поворота или движения трактора (автомобиля) по неровностям ведущие колеса совершают движение по дугам разной длины. Если бы оба колеса были расположены на общем валу, то их движение сопровождалось бы скольжением, дополнительным износом шин и поломками. Поэтому ведущие колеса устанавливают на отдельных валах (полуосях), соединенных дифференциалом.
На рисунке 4.7 изображена схема простейшего дифференциала. На его корпусе 7 установлено ведомое коническое зубчатое колесо2 главной передачи. Внутри корпуса свободно размещены два конических зубчатых колеса 4 и 8, свя занных шлицами с валами ведущих
Рис. 4.7. Схема простого дифференциала с коническими зубчатыми колесами:
колес, а также два или четыре конических зубчатых колеса 3 и 7, называемых сателлитами. Последние входят в зацепление с зубчатыми колесами и могут свободно вращаться на цапфах крестовины 6, которая жестко соединена с корпусом дифференциала.
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — рычаг переключения ВОМ; 2 поводок; 3, 6, 29, 35, 37 — прокладки; 4 — крышка заднего моста; 5 — валик управления ВОМ; 7 — крышка сапуна; 8 — пробка сапуна; 9 — фильтр сапуна; 10, 30 — манжеты; 11 — крышка стакана; 12, 15, 31 — кольца; 13 — стакан подшипников; 14 — регулировочные прокладки; 16, 19, 32 — подшипники; 17 — ведущая шестерня (левая); 18 — упорное кольцо; 20 — крышка корпуса дифференциала; 21 — упорная шайба; 22 — полуосевая шестерня; 23 — крестовина; 24 — сателлит со втулкой; 25 — ведомая шестерня главной передачи; 26 — корпус дифференциала; 27 — ведущая шестерня (правая); 28 — крышка; 33 — полуось; 34 — рукав полуоси; 36 — ведомая шестерня; 38 — корпус заднего моста; 39 — втулка; 40 — магнитная пробка.
1. Задний мост.
Рис. 2.8.1. Задний мост:
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — рычаг переключения ВОМ; 2 поводок; 3, 6, 29, 35, 37 — прокладки; 4 — крышка заднего моста; 5 — валик управления ВОМ; 7 — крышка сапуна; 8 — пробка сапуна; 9 — фильтр сапуна; 10, 30 — манжеты; 11 — крышка стакана; 12, 15, 31 — кольца; 13 — стакан подшипников; 14 — регулировочные прокладки; 16, 19, 32 — подшипники; 17 — ведущая шестерня (левая); 18 — упорное кольцо; 20 — крышка корпуса дифференциала; 21 — упорная шайба; 22 — полуосевая шестерня; 23 — крестовина; 24 — сателлит со втулкой; 25 — ведомая шестерня главной передачи; 26 — корпус дифференциала; 27 — ведущая шестерня (правая); 28 — крышка; 33 — полуось; 34 — рукав полуоси; 36 — ведомая шестерня; 38 — корпус заднего моста; 39 — втулка; 40 — магнитная пробка.
Повышенный шум в корпусе заднего моста свидетельствует о нарушении зацепления шестерен главной передачи, износе зубьев шестерен, шлицев, подшипников конечных передач (рис. 2.8.1).
Как правило, отмеченные дефекты могут быть следствием значительных перегрузок трактора, недостаточного уровня масла в корпусе заднего моста, неправильной сборки при ремонте.
Чтобы установить конкретную причину неисправности, рекомендуется измерить суммарный боковой зазор между зубьями всей силовой передачи, используя динамометрический ключ и люфтомер. При показаниях люфтомера, превышающих допустимое значение, равное 7°, снимают кабину, затем крышку заднего моста (рис. 2.8.2), поддомкрачивают колесо и, проворачивая его, убеждаются в исправности шестерен конечных передач, главной передачи, дифференциала. При необходимости проводят регулировки, устраняя увеличенные зазоры. Тракторы с неисправностями дифференциала или промежуточной передачи направляют в ремонт.
Рис. 2.8.2. Снятие гидроцилиндра и крышки заднего моста:
а — вид слева; б — вид справа; 1 — гидроцилиндр; 2 — крышка заднего моста; 3 — болт.
Гидросистема
Отдельно в учебном пособии по устройству трактора МТЗ 82 рассматривается гидравлическая система этой модели сельхозмашин, которая необходима технике для агрегатирования с навесными и полунавесными установками. В нее входит:
Для создания необходимого потока рабочей жидкости в гидросистему входит насос НШ 32, который выдает 45 л/мин. Он соединен приводом от отдельной шестерни заднего ВОМ. Для бесперебойной работы трактора его гидросистема требует использования рекомендованного производителем масла и замены гидрофильтра.
Двигатель
На 80-ю модель тракторов Минского завода ставится четырехцилиндровый четырехтактный дизельный силовой агрегат мощностью 80 л.с. Это Д-240 с электростартером или Д-240Л с пусковым двигателем. Конструктивным решением для двигателя трактора МТЗ 80 считается применение в его устройстве рабочей камеры нераздельного типа с сохранением двойного впрыска топлива. Это позволяет использовать максимально ресурс мотора и добиться высоких динамических показателей агрегата.
Рабочая камера сделана в форме шара, что улучшает смесеобразование и создает внутри вихревые потоки с использованием выделяемого тепла. Чтобы избежать температурных деформаций, корпус двигателя делают из чугуна.
Кривошипно-шатунный механизм выполняет функцию преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Газораспределительный механизм обеспечивает впуск воздуха в цилиндр и отведение отработавших газов. Система смазки подает смазку к деталям с целью уменьшения силы трения и снижения тепла, что защищает механизм от перегрева. Также для нормального теплового режима необходима система охлаждения. Для своевременной подачи топлива в цилиндры используется комплекс питания. Система пуска, сходя из ее названия, служит для непосредственного запуска двигателя.
Неисправности заднего моста МТЗ
Конструкция корпуса моста трактора очень надежная и вышеперечисленные поломки встречаются довольно редко.
Обычно неисправности появляются в результате неправильной эксплуатации, а именно:
Стуки в корпусе заднего моста появляются при износе зубьев, редуктора планетарного типа или подшипников.
Течь появляется при потере эластичности. Поломки дифференциала вызывает разрыв диафрагмы. Также поломка корпуса заднего моста МТЗ возникает при повреждениях дисков фрикционной муфты.
Если не функционирует блокировка дифференциала, заедает краник или золотник датчика, необходимо снять механизм и заменить изношенные агрегаты. Для устранения возникших проблем советуем аккуратно снять корпус дифференциала заднего моста трактора МТЗ.