Статья 275 «ТК РФ». Заключение трудового договора с руководителем организации

В случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 настоящего Кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или учредительными документами организации могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется: Статья 275 ТК РФ Трудовой Договор с Руководителем Организации.

Особенности заключения трудового договора с руководителем организации

Можно ли заключить с руководителем организации бессрочный трудовой договор и внести изменения в Устав о том, что директор избирается на неопределенный срок? Либо необходимо заключать срочный трудовой договор на срок полномочий, установленный Уставом организации?

Согласно ст. 275 ТК РФ срок действия трудового договора, заключаемого с руководителем организации, определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

Следовательно, Трудовым кодексом предусмотрена возможность заключения с единоличным исполнительным органом организации в лице его руководителя трудового договора на любой срок, определенный учредительными документами или соглашением сторон, как и на определенный срок, так и бессрочный.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

Согласно ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор заключается на определенный срок не более пяти лет, если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами. К таким законам относятся, например, Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Поскольку указанными нормативно-правовыми актами не определен предельный срок, на который может быть заключен договор, необходимо руководствоваться ст. 58 ТК РФ, а именно установить срок трудового договора не более пяти лет.

При этом срочный трудовой договор может быть заключен независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации (абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Следует учитывать, что действующее трудовое законодательство, допуская заключение в установленных законом случаях срочного трудового договора, не предусматривает возможности и порядка его переоформления и продления. Исключение установлено лишь для определенных категорий работников в специальном разделе XII ТК РФ: для беременных женщин — ст. 261 ТК РФ, а также для педагогических работников — ст. 332 ТК РФ.

Таким образом, при заключении срочного трудового договора с руководителем организации правовых оснований для продления срочного трудового договора на новый срок без расторжения прежнего или автоматической его трансформации в договор на неопределенный срок по правилам статьи 58 ТК РФ не имеется.

Если срок полномочий директора не указан в уставе организации, то срок, на который он принимается на работу, может быть определен соглашением сторон с учетом ограничений, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 58 ТК РФ (абз. 1, 8 ч. 2 ст. 59, ч. 1 ст. 275 ТК РФ, абз. 2 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 01.12.2014 по делу N 33-16227/2014). В этом случае, он может быть заключен и на неопределенный срок. Такой вывод сделан, например, в Определении Верховного суда Республики Коми от 20.08.2012 по делу N 33-3525АП/2012. Ст 275 ТК РФ Срочный Трудовой Договор Комментарии.

баннер
Соответственно если учредителем автономного учреждения выступило муниципальное образование — его руководитель и подписывает трудовой договор в качестве работодателя.

Права и обязанности руководителя автономного учреждения

Права и обязанности руководителя АУ определены федеральным аконодательством об автономных учреждениях и типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Что именно относится к компетенции первого лица? Какие полномочия отвечают нормам законодательства, а какие — нарушают их?

В федеральном законодательстве об автономных учреждениях отдельно определены полномочия их руководителей. Кроме того, в силу ТК РФ трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения (в том числе автономного) заключается на основе типовой формы, утвержденной Правительством РФ еще в 2013 году. В июле и ноябре 2018 года в форму были внесены изменения — они связаны с результатами независимой оценки качества условий оказания услуг и показателями эффективности работы руководителя. Последнее изменение вступило в силу 22.11.2018.

Отметим: если положения фактически заключенного договора не соответствуют типовой форме, это может стать основанием для претензий со стороны контрольных органов.

К компетенции руководителя АУ (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и др.) относятся вопросы текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением тех, что отнесены федеральными законами или уставом АУ к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов автономного учреждения (ч. 1 ст. 13 Закона N 174-ФЗ). Иными словами, руководитель принимает те решения, которые не уполномочены принимать учредитель учреждения или наблюдательный совет. Скажем, если типографию, где печатаются тиражи газеты (СМИ, являющегося автономным учреждением), выбирает не руководитель АУ, а учредитель, это нарушает приведенную норму законодательства.

Также в федеральном законодательстве об автономных учреждениях отмечено, что руководитель без доверенности действует от имени учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени, представляет наблюдательному совету для утверждения годовую бухгалтерскую отчетность, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, внутренние документы, регламентирующие деятельность АУ, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками учреждения (ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ).

Например, если решение о введении в штатное расписание новых ставок (сокращении существующих ставок) принимает не руководитель учреждения, а учредитель, это будет расцениваться как нарушение законодательства <8>. Ведь полномочия по утверждению штатного расписания автономного учреждения отнесены к компетенции его руководителя, который вправе самостоятельно решать вопросы кадрового обеспечения, вводить новые должности и сокращать имеющиеся. Учредитель же может только косвенно влиять на численность и состав персонала АУ, определяя в государственном или муниципальном задании те или иные требования к его объему и содержанию.

Кроме того, несмотря на достаточно большой круг вопросов, относящихся к компетенции наблюдательного совета АУ, только по четырем из них решения совета обязательны для исполнения руководителем учреждения. Это совершение (отказ от совершения) крупных сделок, а также сделок с заинтересованностью, проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности АУ и выбор аудиторской организации, утверждение положения о закупке (п. 9, 10 и 12 ч. 1, ч. 5 ст. 11 Закона N 174-ФЗ, п. 3 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). По остальным вопросам (например, выбор кредитной организации для обслуживания счета учреждения, составление плана финансово-хозяйственной деятельности) руководитель АУ вправе принимать самостоятельные решения, не зависящие от позиции наблюдательного совета.

Статья 275. Заключение трудового договора с руководителем организации
управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим).

Статья 281. Особенности регулирования труда членов коллегиального исполнительного органа организации

Федеральными законами, учредительными документами организации на членов коллегиального исполнительного органа организации, заключивших трудовой договор, могут распространяться особенности регулирования труда, установленные настоящей главой для руководителя организации.

Федеральными законами могут устанавливаться другие особенности регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиальных исполнительных органов этих организаций.

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *