Меры безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов
Причины травматизма при эксплуатации грузоподъемных машин можно подразделить на две группы: связанные с авариями кранов и не связанные с авариями. Аварии кранов могут произойти из-за их перегрузки и неисправного содержания как механизмов самого крана, так и подкрановых путей. Несчастные случаи при обслуживании кранов, не связанные с авариями, происходят при зажатии человека между грузом и неподвижной частью крана или какими-либо другими объектами, при выпадении груза, неправильной строповке, при поражении электрическим током во время работы крана вблизи линий электропередач, при несогласованности работающих или низкой квалификации обслуживающего персонала и др.
Безопасность при работе с грузоподъемными механизмами устанавливается «Правилами устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов».
К выполнению обязанностей по управлению и обслуживанию грузоподъемных кранов, автомобильных и колесных стреловых кранов допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, обученных безопасным методам труда и имеющих соответствующее удостоверение.
Подготовка и аттестация крановщиков, стропальщиков должна производиться в профессионально-технических училищах, а также на курсах, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для практического обучения по утвержденным программам.
Повторная проверка знаний обслуживающего персонала проводится комиссией не реже одного раза в 12 месяцев.
В ремонтных мастерских грузоподъемными механизмами, смонтированными на технологических линиях, а также на рабочих местах, управляют сами работающие. Поэтому с ними, кроме инструктажа по технике безопасности по основной профессии, необходимо периодически проводить обучение по правилам безопасной работы с грузоподъемными механизмами и устройствами.
Руководство предприятия обязано обеспечить содержание грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии и создать безопасные условия их работы путем организации надлежащего технического надзора и обслуживания. Для этих целей приказом по предприятию из числа инженерно-технических работников назначаются лица, ответственные по надзору за грузоподъемными машинами, за обеспечение исправного состояния и ответственные за безопасное проведение работ. Инженерно-технические работники по надзору за грузоподъемными машинами обязаны: осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, проводить их освидетельствование и выдавать разрешение на их эксплуатацию, контролировать выполнение данных ими предписаний и предписаний органов надзора, проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию грузоподъемных машин, участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний обслуживающего персонала.
Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госгортехнадзора, за исключением кранов с ручным приводом, кранов мостового типа и подвижных или поворотных консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством подвешенного на кране кнопочного аппарата или стационарно установленного пульта, стреловых и башенных кранов, рассчитанных на грузоподъемность до 1 т включительно, стреловых кранов, рассчитанных на работу с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота или передвижения; переставных кранов.
Не подлежат регистрации электрические и ручные тали, лебедки для подъема груза и людей, краны-экскаваторы, не используемые для работы с крюком или магнитом. Правила Безопасности При Работе с Грузоподъемными Устройствами.
Виды грузоподъемных машин и механизмов, требования безопасности при их эксплуатации. Организация погрузочно-разгрузочных работ
Грузоподъемная машина — это подъемное устройство циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа в пространстве. ГПМ предназначены для перемещения грузов по вертикали и передачи их из одной точки пространства в другую. В основном их можно разделить на подъемники и краны. Подъемники поднимают груз по определенной траектории, заданной жесткими направляющими (лифты), краномназывается ГПМ, предназначенная для подъема и перемещения груза, подвешенного с помощью грузового крюка или другого грузозахватного органа. Краны различают по конструктивному исполнению (мостовые, стреловые кабельного типа и др.), по виду грузозахватного органа (оборудованные крюком, грейфером, магнитным захватом и др.), по способу передвижения (стационарные, передвижные, самоходные и др.), по ходовому устройству (рельсовые, автомобильные, гусеничные и др.) и по другим признакам.
— обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор соответствующих запасов прочности материала, защита от коррозии и тепловых воздействий и т. п.);
— обязательное применение предохранительных устройств (ограничителей высоты подъема, массы поднимаемого груза, концевых выключателей механизмов передвижения, ловителей, тормозов, аварийных выключателей, ограничителей скорости и др.);
— регистрация грузоподъемного оборудования в органах технадзора и его периодическое техническое освидетельствование;
— получение специальных разрешений (лицензий) на работы по проектированию, изготовлению, монтажу, эксплуатации, техническому диагностированию, реконструкции и ремонту грузоподъемных машин с применением сварки.
Все части ГПМ, представляющие опасность при эксплуатации (различные передачи, муфты, канатные блоки, троллейные провода и другие доступные и находящиеся под напряжением части электрооборудования), должны быть надежно ограждены.
ГПМ, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: — частичному не реже одного раза в 12 месяцев; — полному не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых машин. Внеочередное полное техническое освидетельствование ГПМ должно проводиться после: — монтажа машины на новом месте; — ее реконструкции; — ремонта или замены расчетных элементов или узлов, металлоконструкций с применением сварки; — установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы; — капитального ремонта или замены грузовой (стреловой) лебедки; — замены крюка или крюковой подвески (проводится только статическое испытание); — замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа; — установки портального крана на новом месте работы. При полном техническом освидетельствовании ГПМ должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытаниям. При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не проводятся.
Основные требования по организации безопасной эксплуатации грузоподъемных машин
ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии; ответственные за безопасное производство работ кранами; ответственные по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары.
Для надлежащего обслуживания грузоподъемных машин должны быть разработаны графики их осмотров, технического обслуживания и ремонта. Меры Безопасности При Работе с Грузоподъемными Устройствами.