1. Правовой режим коммерческой тайны определяется ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
2. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда специально оговоренных сведений (ст. 102 Налогового кодекса РФ).
3. Банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. Применительно к банкам и иным кредитным организациям следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческой организации и банковскую тайну.
4. В ч. 1 ст. 183 УК РФ ответственность предусмотрена за собирание соответствующих сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, а равно иным незаконным способом. Эти сведения должны иметь какую-нибудь материальную форму. Помимо документов (названных самим законом), это могут быть чертежи, промышленные образцы, изобретения и т.п. Под иными незаконными способами понимаются незаконный доступ к компьютерной информации, незаконное прослушивание телефонных переговоров, незаконное ознакомление с корреспонденцией и т.д.
5. Собирание рассматриваемых сведений путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК РФ.
6. Если способом собирания сведений был подкуп должностных лиц или лиц, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, то ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 183 и ст. 291 или ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ.
7. Разглашение — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
8. По ч. 2 ст. 183 УК РФ ответственность наступает для лиц, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.
Лицом, которому эти сведения были доверены, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при осуществлении своей профессиональной деятельности. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому эти сведения не представляются для использования, но который ознакомился с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и по ст. ст. 286 или 202 УК РФ.
Ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, проверяющими органами
Органы государственной власти (иные государственные органы, органы местного самоуправления) обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, представленной им организациями. Должностные лица этих органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам власти ставшую известной информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Кроме того, они также не вправе использовать информацию, составляющую коммерческую тайну организации, в корыстных или иных личных целях.
В случае нарушения ими конфиденциальности информации эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Причем наличие грифа "Коммерческая тайна" на представленных должностным лицам уполномоченных органов документах является достаточным основанием для вывода о том, что должностное лицо, получившее информацию, знало о ее особом правовом режиме.
Лицо, получившее доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей подлежит привлечению к ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом по ст. 13.14 КоАП РФ.
За недобросовестную конкуренцию, которая выражается в форме незаконного получения, использования, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, виновное лицо может быть привлечено к ответственности по ст. 14.33 КоАП РФ.
Лицо, которому коммерческая тайна была доверена или стала известна по службе или работе, виновное в незаконном разглашении или использовании сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, может быть привлечено к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 183 УК РФ.
Гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну организации, должностными лицами уполномоченных органов, которым эта информация стала известна, несут органы власти, получившие доступ к данной информации.
Возмещение причиненных убытков будет произведено из средств казны публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), органы которого совершили данное нарушение.
Если указанные действия повлекли причинение ущерба налогоплательщику, на налоговые и таможенные органы в соответствии с п. 1 ст. 35 НК РФ возлагается обязанность возместить этот ущерб.
Как раскрытие налоговой тайны может привести к штрафам от Роскомнадзора
Представители рынка клининга и технической эксплуатации, а также других отраслей, по которым ФНС реализует так называемые Проекты обеления, в желании доказать свою налоговую добросовестность и законопослушность, к сожалению, часто забывают, что в России действует не только Налоговый кодекс, но и Кодекс об административных правонарушениях с Законом о персональных данных.
Участники отраслевых проектов, которые послушались «рекомендаций» и решили вступить в различные сообщества, «созданные при участии ФНС», раскрывают для этого часть своей налоговой тайны. Однако мало кто из руководителей этих компаний задумывается, что такой избирательный подход к законопослушности может привести к многомиллионным штрафам от Роскомнадзора. Некоторым может не хватить даже квартальной выручки, чтобы рассчитаться по долгам за несоблюдение требований по обработке и распространению персональных данных собственных работников. А общая сумма штрафных санкций для отрасли фасилити способна достичь 10-значных величин.
В рамках раскрытия налоговой тайны на основании п. 1 ст. 102 НК РФ раскрываемые сведения становятся общедоступными, то есть доступ к ним ничем не ограничен и они могут использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (ст. 7 Закона «Об информации информационных технологиях и о защите информации»).
Зам. руководителя ФНС России Д.С. Сатин в своем письме от 19.03.2024 №СД-4-2/4748@ разъяснил, что согласия, данные налогоплательщиками с кодами «1000», «1100», «1300» и «1400», с указанием в поле «1400» последовательности букв и символов GRUZ, выражают согласие налогоплательщика на признание общедоступными в том числе сведений о застрахованных лицах (код тарифа, ИНН, ФИО).
Участникам Реестра БелыйФМ его держатель рекомендует период таких согласий указывать с первого дня текущего года и без указания конечной даты, то есть раскрывать налоговую тайну без ограничений по времени.
БелыйФМ.рф — информационный ресурс, созданный совместно с Федеральной налоговой службой в рамках отраслевого Проекта по повышению прозрачности рынка фасилити-услуг
Согласно разъяснениям Роскомнадзора (письмо № 08-20922 от 07.04.2024), информация в объеме фамилия, имя, отчество физического лица и ИНН является персональными данными, обработка которых должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона № 152-ФЗ. Таким образом, вместе с налоговой тайной, раскрытой по кейсу GRUZ, становятся бессрочно общедоступными персональные данные работников компаний-участников отраслевых проектов ФНС. Речь идет обо всех штатных сотрудниках компании (от генерального директора до уборщицы) и работниках по гражданско-правовым договорам, за которых производились выплаты в ФСС в период действия Согласия налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. В это число входят и «старослужащие», и «срочники», и «вахтовики», и те, кто всего один день отработал в компании.
С 1 марта 2024 года общедоступные персональные данные называются «персональными данными, разрешенными субъектом персональных данных для распространения» (ПДнРР), а их обработка должна осуществляться с учетом положений статьи 10.1, введенной ФЗ от 30.12.2024 № 519-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных».
Вывод
Сведения, передаваемые в налоговую службу, представляют собой налоговую тайну, за исключением общедоступных данных. За использование такой информации предусмотрена ответственность, кроме случаев, когда организация дала согласие на раскрытие тайны.