Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (КоАП РФ)
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 26, ст. 3089). Увольнение Работников в Связи с Коллективными Трудовыми Спорами Объявлением Забастовки.
^перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, служащих основанием для объявления и проведения забастовки;
дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность, ожидаемое количество участников;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; ^
предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
Забастовка
1. Забастовка — это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ). Конституцией РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективных трудовых споров.
2. Работники или их представители вправе приступить к организации забастовки:
если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;
работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.
Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение спора. Решение об объявлении забастовки, принятое профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), утверждается для каждой организации собранием (конференцией) работников данной организации (считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от общего числа работников (делегатов конференции).
После 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня. При проведении предупредительной забастовки возглавляющий ее орган обеспечивает минимум необходимых работ (услуг).
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден письменно не позднее чем за 10 календарных дней.
В решении об объявлении забастовки указываются:
^перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, служащих основанием для объявления и проведения забастовки;
дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность, ожидаемое количество участников;
наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах; ^
предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому в организации, филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении в период проведения забастовки.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. В период проведения забастовки стороны коллективного трудового спора обязаны продолжить разрешение этого спора путем проведения примирительных процедур,
5* В соответствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и не допускаются забастовки:
в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положений; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения, в том случае, если проведение забастовок создает
Позиция высшего суда
В силу того, что забастовки в РФ являются большой редкостью, дела о них до ВС РФ тоже доходят не часто. В качестве примера можно указать на определение по делу № 43 Г04-21, которое рассматривалось СК ВС ещё 2 июля 2004 года. В роли кассатора выступала первичная профсоюзной организации работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России государственного предприятия «Ижавиа». Предупредительную забастовку, организованную этой организации, признал незаконной ВС Удмуртской Республики. Это решение пыталась опротестовать профсоюзная организация, но своего не добилась. Коллегия ВС РФ признала решение ВС Удмуртской Республики правильным, а в качестве причины указывались нарушения, допущенные организаторами.
В ВС РФ отметили, что нормы по поводу процедуры объявления и проведения забастовки определены в ТК РФ и ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Они являются императивными и не полежат расширительному толкованию, в связи с чем ссылка кассатора на Положение ППО ПРИАС ГП «Ижавиа», согласно которому профсоюзному комитету первичной профсоюзной организации предоставлено право на организацию и объявление забастовок, не может быть признана состоятельной и, следовательно, не является основанием к отмене решения суда.
Смысл же определения сводится к тому, что сложная процедура организации забастовки, предписанная ТК РФ, должна быть соблюдена полностью. Если какое-то из положений не выполнено или выполнено с нарушениями, то и объявлять забастовку на законных основаниях нельзя.
Как организовать забастовку
Право на организацию забастовки есть только у работников организации, у работодателя или его представителей такого права нет. Инициатором забастовки может выступать профсоюз, если он есть, либо непосредственно работники предприятия.
ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Итак, проверка закончена и в результате выявлены нарушения трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст.5.27 КоАП РФ.
Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет наложение административного штрафа:
- фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать возникновение трудовых отношений. За это правонарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.5.27 КоАП РФ);
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Это правонарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 10 ООО до 20 ООО рублей, для предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, для организаций – от 50 000 до 100 000 рублей.
Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
С 1 января 2024 г. также введена в действие специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований охраны труда.
Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:
За допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний предусматриваются:
За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предусмотрен штраф:
Ответственность возрастает при совершении аналогичного правонарушения лицом, ранее привлеченным к административной ответственности.
Если в ходе проверки трудовая инспекция выявит несколько однородных правонарушений, например неоформление письменных трудовых договоров с несколькими сотрудниками, организация может быть привлечена к ответственности за каждое такое правонарушение.
Иными словами сумма штрафа будет умножаться на количество однородных правонарушений (Постановление ВС РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-11). При таком подходе даже за незначительные нарушения трудового законодательства и правил оформления кадровой документации размер штрафов может достигать астрономических размеров.
Для привлечения к административной ответственности, предусмотренной пунктами 1-3 ст.5.27 и пунктами 1-4 ст.5.27.1 КоАП РФ, не требуется обращения в суд.
Трудовой инспектор наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст.23.12 КоАП РФ).
Выявив правонарушение, трудовой инспектор самостоятельно выносит постановление о привлечении работодателя к ответственности.
Размер налагаемого штрафа трудовой инспектор также определяет самостоятельно в пределах предлагаемой КоАП РФ «вилки».
Суд выносит свое постановление только по тем делам, по которым предусмотрена ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения.