Методические материалы для разработки коллективных договоров

1. Методические рекомендации разработаны на основе Конституции Республики Беларусь, Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах», других нормативных правовых актов и устанавливают примерный порядок ведения коллективных переговоров по подготовке, принятию, подписанию и регистрации коллективного договора, контроля за его исполнением, а также возбуждения и разрешения коллективных трудовых споров о неисполнении условий коллективного договора.

2. Методические рекомендации предназначены для использования в практической работе профсоюзными комитетами организаций любых организационно-правовых форм.

3. Коллективно-договорное регулирование отношений между нанимателем и работниками осуществляется непосредственно в организациях.

4. Целью принятия коллективного договора является обеспечение социально-экономической защиты работников через установление соответствующего уровня оплаты труда, полной и продуктивной занятости, здоровых и безопасных условий труда, эффективной, прибыльной работы организации.

5. Коллективный договор – это локальный нормативный правовой акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между Нанимателем и работающими у него работниками (часть первая статьи 361 Трудового кодекса Республики Беларусь).

6. Коллективный договор позволяет устанавливать дополнительные по сравнению с действующим законодательством положения об условиях труда и его оплаты, социальном и жилищно-бытовом обеспечении работников организации, гарантии и компенсации, предоставляемые Нанимателем.

7. Коллективный договор регулирует трудовые и связанные с ними отношения между работниками и Нанимателем на основе норм, установленных в нормативных правовых актах, в Генеральном, тарифном и местном соглашениях, а также норм, установленных по соглашению сторон непосредственно в коллективном договоре.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

8. Основными принципами социального партнерства при заключении коллективного договора согласно статье 353 Трудового кодекса Республики Беларусь являются:

8.6. обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства;

Стороны коллективного договора

9. В соответствии со статьей 363 Трудового кодекса Республики Беларусь сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представительного органа и Наниматель или уполномоченный им представитель.

10. Представительство интересов работников согласно части первой статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства. Так как действующим законодательством не установлены иные органы работников, представлять интересы работников имеют право только профсоюзы.

11. Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители. Кроме этого следует учесть, что согласно части второй статьи 354 Трудового кодекса Республики Беларусь не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, а также лицами, представляющими Нанимателя.

В случае, если председатель профсоюзного комитета одновременно является заместителем руководителя организации, то ведение коллективных переговоров и подписание коллективного договора необходимо поручить заместителю председателя профкома. Образец Коллективного Договора по Порядку Внесения Изменений в Коллективный Договор.

баннер

Другой комментарий к статье 43 ТК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет срок действия коллективного договора и порядок вступления его в силу. Так, максимальный срок действия коллективного договора составляет три года. Это означает, что стороны при заключении коллективного договора могут установить и более короткий срок.

Относительно порядка вступления в силу коллективного договора ст.1 комментируемой статьи устанавливает два варианта:
— общий порядок вступления в силу коллективного договора — со дня его подписания сторонами. Здесь, полагаем, необходимо применить правило ст.191 ГК РФ, из которой следует, что коллективный договор должен вступить в силу на следующий день после дня его подписания;
— особый порядок — право сторон коллективного договора установить день вступления его в силу в самом коллективном договоре. Полагаем, что в таком случае правильнее говорить о возможность установления сторонами не дня вступления в силу, а порядка вступления в силу коллективного договора.

2. Часть 2 комментируемой статьи предоставляет сторонам коллективного договора право на продление срока действия коллективного договора, но не более чем на три года. Такое продление с правовой точки зрения может быть оформлено путем заключения дополнительного соглашения к коллективному договору или путем внесения в него изменений в отношении срока его действия.

Следует отметить, что коллективный договор может быть продлен и на менее длительный срок. Например, в апелляционном определении Свердловского областного суда от 7 августа 2014 года по делу N 33-10890/2014 указано, что коллективный договор был заключен на 2010-2012 годы, пролонгирован до 31 июля 2012 года, а затем до 30 сентября 2012 года, что не противоречит комментируемой норме, не оспаривается сторонами и подтверждается представленными в материалы дела копиями писем председателя первичной профсоюзной организации.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет действие коллективного договора по кругу лиц. Если коллективный договор заключен в организации или у индивидуального предпринимателя, то, соответственно, распространяется он только на тех работников, которые состоят в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем. Если же такой коллективный договор заключен в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, то его действие распространяется только на работников соответствующего филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

4. В ч.4 комментируемой статьи содержится гарантия сохранения действия коллективного договора в случае изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.

Изменение наименования — перемена фирменного наименования организация. Обратим внимание на то, что речь идет только о фирменном наименовании, так как перемена организационно-правовой формы предполагает реорганизацию организации в форме преобразования, отсюда следует вывод о том, что реорганизация организации в форме преобразования предполагает изменение организационно-правовой формы организации. Расторжение же трудового договора с руководителем организации предполагает прекращение трудовых отношений.

При изменении типа государственного или муниципального учреждения следует руководствоваться распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 года N 1505-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности и рекомендаций по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений». Выделяют 3 типа таких учреждений:
— казенное учреждение, которое является государственным (муниципальным) учреждением, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы;
— бюджетное учреждение, которое является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах;
— автономное учреждение, которое является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Внесены Изменения в Коллективный Договор Нужно Внести Изменение в Трудовой Договор.

Материальная ответственность

За нарушение работодателем установленного (в том числе коллективным договором) срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ). Кстати, размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором. Нужно ли Вносить Изменения в Трудовой Договор При Изменении Коллективного Договора.

В заключение

Процедура внесения изменений в коллективный договор не так уж сложна, если строго следовать положениям Трудового кодекса. Не бойтесь корректировать положения договора, если в учреждении есть для этого основания. Ведь если, например, в законодательстве появились новые гарантии работникам, а по коллективному договору они не полагаются, велика вероятность возникновения трудовых споров – а это лишняя трата времени, сил и средств.

🟠 Пройдите опрос и получите бесплатную консультацию

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.