Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Морозова Н.В., соискатель кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Часть первая Гражданского кодекса предусматривает общие положения договорной ответственности сторон, действующие и в отношении договора транспортной экспедиции в той части, в которой отсутствует специальное регулирование имущественной ответственности экспедитора и клиента, предусмотренное Гражданским кодексом и Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".

До принятия названного Закона общие положения действовали во всех случаях нарушения договора транспортной экспедиции, за исключением нарушения обязательства, вызванного ненадлежащим исполнением договоров перевозки грузов — в этом случае ответственность экспедитора перед клиентом определялась по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. С принятием Закона о транспортно-экспедиционной деятельности сфера действия общих положений в транспортно-экспедиционных обязательствах (главным образом в отношении экспедитора) сузилась. Нормы об ответственности экспедитора превратились в достаточно обширную и, к сожалению, несколько запутанную систему. Предусмотренные названным Законом нормы об ответственности экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, произошедшие не в связи с нарушением договора перевозки, на основаниях освобождения экспедитора от ответственности за нарушение обязательств, а также требование об обязательном предъявлении претензий, определение возникновения права на предъявление претензии, установление специального срока исковой давности не соответствуют правовому регулированию договора транспортной экспедиции Гражданским кодексом Российской Федерации, который предусматривает возможность установления иных (нежели содержащиеся в нем) правил Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами лишь в отношении условий выполнения договора транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ), но не иных вопросов, в частности вопросов ответственности и порядка защиты нарушенных прав.

Предусмотренную Законом ответственность экспедитора можно классифицировать на два вида: ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях и ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях. При международных сообщениях ответственность в определенных случаях ограничивается предусмотренной Законом определенной суммой расчетных единиц, для внутрироссийских сообщений подобного ограничения, выраженного в условных единицах, Законом не установлено.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Ответственность экспедитора при оказании услуг в международных сообщениях классифицируется на следующие подвиды. В Случае Обнаружения Утраты Недостачи Или Повреждения Груза Определяется Размер.

  1. Ответственность при условии использования соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба иного, нежели утрата, недостача, повреждение (порча) груза. Предел ответственности экспедитора — 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки.
  2. Ответственность при использовании соответствующих экспедиторских документов и при возникновении ущерба в виде утраты, недостачи, повреждения (порчи) груза. Предел ответственности экспедитора — 2 расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
  3. Иные случаи ответственности, определяемые в соответствии с применяемым российским правом, относящимся к оказанию экспедиторских услуг во внутрироссийских сообщениях.

Транспортное право

В тех случаях, когда стороны договора перевозки грузов не смогли самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, спор передается на разрешение в суд. Однако до этого момента должен быть соблюден досудебный порядок урегулирования споров. В соответствии со ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Транспортными уставами и кодексами предусмотрен следующий порядок предъявления претензий. Претензии, возникающие в связи с перевозками грузов речным транспортом, предъявляются перевозчикам по месту их нахождения (ст. 161 КВВТ РФ). При перевозках морским транспортом претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки (ст. 403 КТМ РФ). При перевозках воздушным транспортом у заявителя претензии выбор несколько шире. В соответствии со ст. 124 ВК РФ в случае нарушения договора воздушной перевозки груза перевозчику предъявляется претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. На автомобильном транспорте претензии, возникающие из перевозки грузов, предъявляются к перевозчик)», выдавшему груз, а в случае полной утраты груза — к транспортной организации, принявшей груз к перевозке. При перевозках железнодорожным транспортом претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, предъявляются к перевозчику (ст. 122 УЖТ), под которым в данном случае понимается ОАО «РЖД». Однако претензии направляются по адресам филиалов перевозчика, т.е. железным дорогам, которые уполномочены ОАО «РЖД» рассматривать данный вид претензий.

Претензии подаются в письменном виде. К претензиям должны быть приложены документы, подтверждающие право на заявление претензии (ст. 161 КВВТ РФ, ст. 405 КТМ РФ, ст. 120 УЖТ, ст. 162 УАТ РСФСР). К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза.

баннер
  • в случае утраты груза — грузоотправитель, грузополучатель при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки с отметкой перевозчика о неприбытии груза;
  • в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель (при условии представления им транспортной накладной, коммерческого акта или перевозочного документа при перевозке груза наливом, а при отсутствии коммерческого акта — документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта);
  • о случае уплаты провозной платы и иных платежей о размере выше установленного — грузоотправители грузополучатель при условии представления ими транспортной накладной;
  • о случае несоблюдения сроков доставки груза — грузополучатель при условии представления транспортной накладной (ст. 162 КВВТ РФ).

Несколько иные правила действуют на воздушном транспорте. Право на предъявление претензии и иска к перевозчику здесь имеют: Размер Ответственности Перевозчика за Утрату Недостачу Или Повреждение Груза.

ВЫВОДЫ:

Итак, на конкретном примере мы разработали не только обосновали правовую позицию Истца в сложившейся ситуации, но и сформулировали возражения на наиболее вероятные доводы Ответчика.

VERDICTO напоминает, что перед предъявлением иска в суд — необходимо уделить внимание:

сбору доказательств утраты груза, в том числе путем обращения в полицию с заявлением; Договор Ответственность Перевозчика за Утрату Недостачу и Повреждение Груза.

Перевозчик будет платить, даже если нельзя установить реальный ущерб
Кассация встала на сторону грузоотправителя. Если в транспортных документах не указана стоимость груза, это не освобождает перевозчика от ответственности. Суд обязан определить размер убытков с учетом всех обстоятельств дела.

Экспедитор обязан предъявить иск к перевозчику в сокращенный срок

Экспедитор обязался доставить груз. Для этого он привлек стороннюю фирму — перевозчика. В результате ДТП часть груза была повреждена. Экспедитор возместил клиенту ущерб, после чего направил перевозчику претензию с требованием возместить реальный ущерб от несохранной перевозки.

Перевозчик отказал, поскольку с момента утраты груза прошло полтора года. По закону срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, составляет один год. Его надо исчислять со дня признания груза утраченным.

Экспедитор пошел в суд. Первая инстанция встала на его сторону, но апелляция и кассация поддержали перевозчика. Суды исходили из того, что сокращенный срок исковой давности и момент его начала установлены в транспортных уставах и кодексах. Эти сроки не могут произвольно продлеваться в зависимости от действий истца.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *