Реабилитация и восстановление речи после инсульта

занятия с логопедом

Жизнь постинсультных больных разделяется на этапы, в зависимости от удаленности по времени от приступа. Первый 5 суток называются острейшим периодом. Следующий за ними месяц – острым. Далее до полугода длится ранний восстановительный период, до года – поздний. Следующие несколько лет называются периодом остаточных явлений.

Специалисты считают, что эффективная реабилитация возможно в любом периоде, но наименее затратна по прилагаемым усилиям она именно в первые месяцы после стабилизации пациента. Восстановление всегда должно быть комплексным, с проработкой всех возможных проблем, но с упором на имеющиеся в каждый определенный период нарушения.

Виды расстройств речи при инсульте

При повреждении речевых центров у больного могут наблюдаться 2 вида расстройств – афазия и дизартрия. Афазия характеризуется нарушением воспроизводимой и понимаемой речи, причем как устной, так и письменной. У пациента может наблюдаться частичная афазия с нарушением произношения или понимания чужой речи на слух. А может развиваться тотальная афазия, при которой больной не может произнести внятно даже отдельные слова, не понимает, что ему говорят или показывают на картинках.

Дизартрия, по сути, является парезом мышц гортани, губ, языка, нижней челюсти. При дизартрии больной все понимает, может читать, писать, но испытывает сложности с произношением.

Лечение афазии в реабилитационном периоде инсульта

Начинать рекомендуется уже в первую неделю, когда больной еще находится на стационарном лечении. На этом этапе не нужно заставлять человека, перенесшего инсульт, произносить длинные, пространные предложения. С ним нужно как можно больше разговаривать, терпеливо выслушивать, что пытается сказать больной. Не нужно перебивать, подсказывать, торопить пациента. Важно всегда двигаться от простого к сложному. Методика восстановления речи при моторной афазии подразумевает такие этапы:

  • диалог с больным, где пациент в основном слушает, а ухаживающий рассказывает;
  • произношение больным отдельных слов, чаще названий предметов;
  • складывание в уме и произношение простых фраз, например, «хочу пить»;
  • пересказ прочитанного текста. Вначале берется очень простой детский текст, по мере наступления прогресса он усложняется;
  • рассказ-монолог по картинке или на заданную тему;
  • рассказ о прошедшем дне;
  • диалоги.

В период реабилитации можно применять компьютерные программы, помогающие в восстановлении речи. Больному полезно слушать аудиокниги и пытаться пересказать услышанное. Также не запрещено любое творчество – рисование, попытки пения и т.д.

При сенсорной афазии, когда у больного нарушено восприятие речи, с ним работают, как с ребенком, обучают заново сопоставлять предметы, выполнять действия по названиям. В качестве вспомогательных материалов используются детские кубики, картинки с подписями, иллюстрированные словари. Очень важно не отправлять больного в изоляцию. Для правильного и относительно быстрого восстановления очень важно часто и доброжелательно говорить с пациентом, обсуждать семейные или бытовые вопросы, рассказывать об интересных событиях за день.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Особенности восстановления речи после инсульта

Расстройство речи препятствует адекватному восприятию происходящих событий. Поэтому утраченную функцию следует постараться вернуть максимально быстро. Нужны и регулярные занятия, и постоянное общение. В идеале с больным должен заниматься логопед. Специалист знает, какие упражнения, методики следует выбрать в том или ином случае.

Различают два вида афазии (нарушения речи):

  • Моторная — человек хорошо понимает речь, но сам говорит с большим трудом, ему сложно формулировать мысли, есть проблемы с чтением и письмом.
  • Сенсорная — переживший инсульт не способен воспринимать речь, не контролирует свою речь, произносит бессвязные слова; может читать (чего нельзя сказать о письме), но не понимает прочитанное.

Практика показывает, речь после инсульта восстанавливается лучше и быстрее у тех, с кем начали заниматься сразу после выписки домой. Со временем реабилитационный процесс существенно замедляется.

Опытные медики предлагают использовать стволовые клетки. Подобная терапия дает больным силы на выздоровление, вызывает у них желание действовать.

Логопеды используют в своей работе специальные карточки, лото для детей, букварь, язык жестов и т.д.

Как бы ни складывалась ситуация, про обсуждение речевых и двигательных проблем в присутствии больного стоит забыть. Ваша задача: подбадривать человека, вместе отмечать маленькие достижения. И тогда все обязательно получится!

Посещение логопеда

Для восстановления речи необходимы ежедневные тренировки, которые будет контролировать специалист. Пациенту даются домашние задания, включающие систематические упражнения.

Очень важно, чтобы человек не только научился разговаривать, но и понимал речь окружающих. Специалисты рекомендуют пациентам не замыкаться, а постоянно контактировать с людьми.

Восстановление речи после инсульта

Нарушения речи после инсульта являются вторым по значимости и распространенности дефектом после двигательных расстройств. Афазия возникает у 36% перенесших инсульт, дизартрия у 13%.

баннер

Афазия связана с поражением речевых зон коры головного мозга. При афазии почти всегда страдает чтение и письмо. Может нарушаться собственная (моторная) речь или понимание обращенной речи (сенсорная афазия). То есть моторная афазия – это когда человек понимает, но не может сказать (написать), а сенсорная – когда не понимает, но может говорить, при этом его
речь лишена смысла.

Дизартрия – это нарушение произношения (артикуляция, голосообразование, темп и ритм речи). Дизартрия может развиваться при поражении многих структур, но чаще всего из-за повреждения черепных нервов, участвующих в работе речевых мышц, а также мозжечка.

Восстановление речи после инсульта проводит логопед-афазиолог. Обязательное требование к
такому специалисту: опыт работы с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Практические Задания Для Работы Восстановления Речи у Больных Перенесших Инсульт

Практические Задания Для Работы Восстановления Речи у Больных Перенесших Инсульт

Ранняя речевая реабилитация начинается после стабилизации состояния ещё в стационаре, обычно через 1-2 недели после инсульта. В нашей клинике мы проводим речевую реабилитацию пациентов после выписки из стационара. Часто к нам попадают пациенты спустя месяцы или годы после перенесения инсульта.

Логопед-афазиолог проводит тщательное обследование. Необходимо выявить все проблемы с произношением, пониманием, чтением, письмом, артикуляцией и степень их выраженности. Исследуется состояние мышц языка, нёба. Одновременно проверяются функции, тесно связанные с речевым аппаратом: глотание и фонация (звучность голоса). Оценивается сохранность интеллекта, способность к концентрации внимания. Для этого может понадобиться прохождение специальных тестов, консультация невролога или психиатра.

В зависимости от выявленных нарушений составляется индивидуальная программа речевой реабилитации. Важно понимать, что пациент не должен находиться в «речевой изоляции», поэтому родственники являются важной частью реабилитационного процесса. Они поддерживают речевую активность в быту, помогают пациенту закреплять полученные на занятиях навыки, в том числе, выполнять домашние задания.

В дополнение к логопедическим занятиям часто используется физиотерапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапия. Иногда требуется дополнительная медикаментозная поддержка.

Статью проверил
Для восстановления простых функций в организме следует регулярно выполнять различные упражнения для пораженных конечностей. Курс реабилитации может длиться от 3 месяцев до 1 года, в зависимости от состояния пациента.

Почему важно пройти обследование перед началом занятий

Пациент должен пройти обследование перед тем, как начать ежедневно заниматься лечебной физкультурой. Такая мера необходима для того, чтобы обезопасить организм от излишних нагрузок и определить, на какие органы и системы необходимо акцентировать внимание в период реабилитации, отсутствуют ли противопоказания для занятий ЛФК.

В большинстве случаев, после инсульта нарушаются двигательные функции. Перед выполнением сложных комплексов упражнений следует подготовить мышцы к нагрузкам. Для этого потребуется помощь массажиста. Занятие гимнастикой должно длиться не более 1 часа. В день можно проводить 2 занятия – утром и вечером. В первое время следует заниматься в присутствии лечащего врача. Он проконтролирует интенсивность и продолжительность каждого упражнения, будет следить за пульсом пациента и сердечным ритмом. Если процесс восстановления проходит успешно, можно самостоятельно выполнять занятия в домашних условиях, но соблюдать при этом все рекомендации врача.

Источники

«Восстановительное лечение больных с церебральным инсультом» К. Б. Нургалиев, 2012.

«Согласованная дыхательная гимнастика и рефлексотерапия в реабилитации больных с инсультами» И. Е. Савельева, 2006.

«Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики в раннем восстановительном периоде инсульта» И. Е. Савельева, 2006.

«Ведение пациентов, перенесших ишемический инсульт, с двигательными нарушениями» В. А. Парфенов, 2017.

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *