Основные направления и этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

Автор: Жигалова Анна Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Первый МГМУ им. И. М. Сеченова
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Основные направления и этапы коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Раздел: дошкольное образование

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФНР
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития на основании результатов обследования речи детей. При организации работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников, целесообразно использовать комплексный подход: использование разнообразных форм работы (индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия); коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Содержание коррекционной работы разделено на 2 блока: Блок I. Коррекция звукопроизношения. Блок II. Коррекция фонематического нарушения речи. Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения»
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы: I этап – подготовительный. Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить 1
тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика); г) развитие мелкой моторики; д) развитие физиологического и речевого дыхания; е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж и т.п.). Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени. II этап- формирование произносительных умений и навыков Задачи: устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. На этом этапе осуществляется: 1. Знакомство с артикуляцией звука; 2. Постановка звука; 3. Коррекция звука; 4. Автоматизация поставленного звука. Постановка звуков проводится в такой последовательности: 1.Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`]. 2.Шипящий [ш], [ж]. 3.Аффрикаты [ч], [щ]. 2
4.Соноры [л], [л`]. 5.Соноры [р], [р`]. Д а н н а я п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь о п р е д е л е н а е с т е с т в е н н ы м (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко, 1998) Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей. Автоматизация поставленного звука осуществляется: — в слогах; — в словах; — во фразе; — в предложении; — в тексте; — в пословицах, поговорках, стихах; — в скороговорках; — в собственном связном высказывании. Автоматизацию поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в следующей последовательности: а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С’], [3′], [Л’] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных. б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных; в) [Р], [Р’] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом. 3
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998) Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило, выявляется недостаточная сформированность мелкой мот
орики, психических функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико- грамматический строй речи и фонематические процессы), то необходимо их развивать на логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки для развития устной речи и овладения письменной речью. Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие (Богомолова, 1994): 1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение. 2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала. 3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно- бытовую речь. 4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи»
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися дефектными. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова, 1994) 4
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995): — активизация слухового внимания; — выделение звука на фоне других звуков; — выделение звука на фоне слога; — выделение звука на фоне слова; — вычленение звука; — определение места звука в слове; — определение положения звука по отношению к другим звукам; — определение последовательности звуков в слове; — определение порядка следования звуков в слове; — определение количества звуков в слове; — составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез); — операции фонематических представлений. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998): [С-3], [С-С’], [С-Ц], [С-Ш]; [Ж-3], [Ж-Ш]; [Ч-С], [Ч-Т’], [Ч-Щ]; [Щ-С’], [Щ- Т’], [Щ-Ч], [Щ-Ш]; [Р-Л], [Р-Р’], [Р’-Л’], [Р’-Й], [Л’-Л]. В процессе обучения проводятся три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. 5 Коррекционная Работа по Восстановлению Голоса Начинается.

баннер
Прямое логопедическое воздействие, косвенное логопедическое воздействие, работа с семьей.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры специальной психологии исп кгпу им. В. П. Астафьева 2012 г. Заведующий кафедрой

4) тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями,

26. Последовательность восстановления голоса у детей с органическими изменениями гортани:

27. Последовательность восстановления голоса при парезах и параличах гортани

28. Последовательность использования звуков в голосовых упражнениях для восстановления голоса при парезах и параличах гортани

4. Система преодоления заикания у дошкольников в процессе ручной деятельности разработана:

5. Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает следующие направления работы:

Прямое логопедическое воздействие, косвенное логопедическое воздействие, работа с семьей.

Развитие общей моторики, фонематического восприятия, нормализация темпа и ритма дыхания.

Правильный ответ: б) Лечебно-оздоровительная работа, коррекционно-педагогическое воздействие.

Предупреждение нарушений социальной адаптации, коррекция поведения, устранение задержки речевого развития.

предупреждение хронификации и рецидивов заикания, предупреждение нарушений социальной адаптации.

Правильный ответ : б) Предупреждение нарушений социальной адаптации, коррекция поведения, устранение задержки речевого развития.

Ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.

Ненормально быстрый темп (вместо 10—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без резких искажений фонетики и синтаксиса.

10 . Заикание мальчиков в 4 раза встречается чаще, чем у девочек – это половой…

12. Отражение объективно существующего речевого дефекта в психической деятельности заикающегося – это феномен …

14. Систему преодоления заикания у дошкольников в медицинских учреждениях разработал…

А. Длительное сокращение мышц и вызванное им напряженное положение, сохраняющееся длительное время

В. Длительное спазматическое напряжение мышц чередуется с ритмическим судорожным движением мышц

Б. В привычной обстановке, в спокойном состоянии запинки редкие, при эмоциональном напряжении запинки усиливаются и учащаются

В. симптоматика заикания относительно постоянная в различных формах речи и ситуациях

В. симптоматика заикания относительно постоянная в различных формах речи и ситуациях

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *