Относится ли Коллективный Договор к Источникам Права Социального Обеспечения
Закон как сложное многогранное явление — предмет постоянного, углубленного изучения специалистами различных наук: философии, социологии, права. На протяжении многих столетий исследователи пытаются постичь понятие, суть, содержание закона, его соотношение с такими правовыми категориями, как право, законодательство, законность*(328). Для настоящей работы интерес представляет общетеоретический, отраслевой анализ закона как нормативного правового акта в системе источников права.
Формирование правового государства связано, прежде всего, с повышением роли закона как особого источника права. Именно закон призван отражать в концентрированном концептуальном виде социальные интересы, выступать главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод человека, служить важнейшим средством преобразований в различных сферах жизни, устанавливать легальные рамки деятельности государственных, общественных институтов, занимать ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.
В теории права существует достаточно много определений закона. Но традиционным является представление о нем как о «нормативном акте, принятом высшим представительным органом государственной власти с соблюдением установленной конституцией процедуры либо в порядке референдума»*(329).
В некоторых случаях определение понятия закона дополняется положениями о том, что закон обладает высшей юридической силой и содержит первичные (изначальные) правовые нормы страны, регулирует важнейшие общественные отношения, непосредственно выражает общую государственную волю и др.*(330)
Сравнивая различные определения понятия закона, нельзя не отметить, что при сохранности неизменности базовых положений и формальных признаков закона любой юридический закон — это акт высшего органа законодательной власти; по мере изменений социально-экономических отношений, развития правовой науки выявляются все новые его черты.
Специалисты различных отраслей права закон как ведущий нормативный правовой акт в системе источников права наделяют определенными признаками. Приведем, на наш взгляд, самые существенные из них*(331).
Закон — наиболее распространенная форма установления правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов, — является единственным нормативным правовым актом, который, в отличие от всех иных источников, не обозначает в своем титуле название принявшего его органа. Так, если другие акты обозначаются как указ Президента, постановление Правительства и т.п., то закон не именуется законом Государственной Думы или представительного органа субъекта Федерации. Это означает, что он напрямую выражает государственную волю, а исходя из конституционного принципа народовластия в нем воплощается воля народа.
Закон издается только органом законодательной власти*(332), его отличает особый, более сложный порядок принятия, изменения, отмены, выделяются специальные этапы законодательной процедуры, что предопределено той важностью, которую имеет закон в системе источников права.
Закону присуще такое свойство, как высшая юридическая сила среди других источников*(333). Это означает, что не могут приниматься нормативные правовые акты, противоречащие закону; если они приняты, то подлежат отмене; если имеется противоречие подзаконного акта закону, то применяться должен закон, т.е. можно говорить о его юридической всеобщности. Закон нередко сам устанавливает иерархию подзаконных актов.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
различные нормативные правовые акты, нормы которых устанавливают, изменяют или прекращают отношения по социальному обеспечению граждан. Своеобразие названных ИПСО проявляется в следующем: 1. Нормы права СО непосредственно содержатся в актах, полностью посвященных регулированию только отношений по СО граждан (см.: ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). 2. Существуют комплексные акты, содержащие нормы ряда отраслей права, в т.ч. и права СО (см.: Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской AЭC»). 3. Нормы одной отрасли права регулируют некоторые отношения и по СО (ТК РФ содержит некоторые нормы, регулирующие отношения по обеспечению работников в порядке обязательного социального страхования). ИПСО классифицируются по: юридической силе (законы и подзаконные акты); сфере их действия (ФЗ и законы субъектов РФ); органам, их принявшим; форме акта и т.д. В практике особо значима классификация ИПСО по их юридической силе, определяемой положением органа, издавшего акт. В сфере СО высшую юридическую силу имеют международные правовые акты, в т.ч. заключаемые странами СНГ. Нормы международных актов по своей юридической силе могут признаваться выше российских законов. Законы подразделяются на конституционные, кодифицированные и текущие. К первым относится Декларация прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ является основой всего текущего законодательства, включая сферу СО. Кодифицированного акта о СО в России до настоящего времени нет. (Имеются только Основы законодательства РФ об охране здоровья.) Среди подзаконных нормативных актов особое место отводится Указам Президента РФ. Они решают оперативные вопросы и зачастую восполняют пробелы ФЗ. Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам СО, а иногда — дополнительные меры социальной защиты отдельных категорий лиц. Акты министерств и ведомств носят вспомогательный характер, т.к. разъясняют принятые нормы (постановления, приказы, разъяснения, указания, письма). Локальные нормативные акты принимаются в пределах административно-территориальных образований (регионов, местных и муниципальных образований), на уровне хозяйствующих субъектов-организаций (соглашения, колдоговоры).
Источники ПСО
Источники ПСО — форма выражения права, представляющая собой писаные акты компетентных органов, которые содержат нормы ПСО.
Система источников ПСО — это состав, соотношение, внутренняя взаимосвязь и расположение последовательно по предмету, ими регулируемому, всех актов данной отрасли законодательства в едином их комплексе.
3. Классификация источников ПСО (по юридической силе):
международно-правовые акты (декларации, международные конвенции1, соглашения между странами СНГ);
Конституция РФ от 12.12.93, в ред. от 25.07.2003 (статьи 7, 15, 37,38,39,41,45,53);
кодифицированные акты и основы (Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.93 (в ред. от 30.06.2003);
Федеральные законы («О прожиточном минимуме в РФ» от
24.10.97 № 134-ФЗ (в ред. от 27.05.2000), «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 № 165-ФЗ (в ред. от 31.12.2002), «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в ред. от 31.12.2002), «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (вред, от 29.11.2003) и др.);
подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ);
ведомственные акты (акты Министерства труда и социального развития РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ);
См., например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (Нью-Йорк, 19.12.66).
законодательство субъектов РФ (например г. Москвы);
законодательство органов местного самоуправления;
локальные акты (соглашения, коллективные договоры).