Относится ли Коллективный Договор к Источникам Права Социального Обеспечения

Закон как сложное многогранное явление — предмет постоянного, углубленного изучения специалистами различных наук: философии, социологии, права. На протяжении многих столетий исследователи пытаются постичь понятие, суть, содержание закона, его соотношение с такими правовыми категориями, как право, законодательство, законность*(328). Для настоящей работы интерес представляет общетеоретический, отраслевой анализ закона как нормативного правового акта в системе источников права.

Формирование правового государства связано, прежде всего, с повышением роли закона как особого источника права. Именно закон призван отражать в концентрированном концептуальном виде социальные интересы, выступать главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод человека, служить важнейшим средством преобразований в различных сферах жизни, устанавливать легальные рамки деятельности государственных, общественных институтов, занимать ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.

В теории права существует достаточно много определений закона. Но традиционным является представление о нем как о «нормативном акте, принятом высшим представительным органом государственной власти с соблюдением установленной конституцией процедуры либо в порядке референдума»*(329).

В некоторых случаях определение понятия закона дополняется положениями о том, что закон обладает высшей юридической силой и содержит первичные (изначальные) правовые нормы страны, регулирует важнейшие общественные отношения, непосредственно выражает общую государственную волю и др.*(330)

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Сравнивая различные определения понятия закона, нельзя не отметить, что при сохранности неизменности базовых положений и формальных признаков закона любой юридический закон — это акт высшего органа законодательной власти; по мере изменений социально-экономических отношений, развития правовой науки выявляются все новые его черты.

Специалисты различных отраслей права закон как ведущий нормативный правовой акт в системе источников права наделяют определенными признаками. Приведем, на наш взгляд, самые существенные из них*(331).

Закон — наиболее распространенная форма установления правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов, — является единственным нормативным правовым актом, который, в отличие от всех иных источников, не обозначает в своем титуле название принявшего его органа. Так, если другие акты обозначаются как указ Президента, постановление Правительства и т.п., то закон не именуется законом Государственной Думы или представительного органа субъекта Федерации. Это означает, что он напрямую выражает государственную волю, а исходя из конституционного принципа народовластия в нем воплощается воля народа.

Закон издается только органом законодательной власти*(332), его отличает особый, более сложный порядок принятия, изменения, отмены, выделяются специальные этапы законодательной процедуры, что предопределено той важностью, которую имеет закон в системе источников права.

Закону присуще такое свойство, как высшая юридическая сила среди других источников*(333). Это означает, что не могут приниматься нормативные правовые акты, противоречащие закону; если они приняты, то подлежат отмене; если имеется противоречие подзаконного акта закону, то применяться должен закон, т.е. можно говорить о его юридической всеобщности. Закон нередко сам устанавливает иерархию подзаконных актов.

баннер

различные нормативные правовые акты, нормы которых устанавливают, изменяют или прекращают отношения по социальному обеспечению граждан. Своеобразие названных ИПСО проявляется в следующем: 1. Нормы права СО непосредственно содержатся в актах, полностью посвященных регулированию только отношений по СО граждан (см.: ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). 2. Существуют комплексные акты, содержащие нормы ряда отраслей права, в т.ч. и права СО (см.: Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской AЭC»). 3. Нормы одной отрасли права регулируют некоторые отношения и по СО (ТК РФ содержит некоторые нормы, регулирующие отношения по обеспечению работников в порядке обязательного социального страхования). ИПСО классифицируются по: юридической силе (законы и подзаконные акты); сфере их действия (ФЗ и законы субъектов РФ); органам, их принявшим; форме акта и т.д. В практике особо значима классификация ИПСО по их юридической силе, определяемой положением органа, издавшего акт. В сфере СО высшую юридическую силу имеют международные правовые акты, в т.ч. заключаемые странами СНГ. Нормы международных актов по своей юридической силе могут признаваться выше российских законов. Законы подразделяются на конституционные, кодифицированные и текущие. К первым относится Декларация прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ является основой всего текущего законодательства, включая сферу СО. Кодифицированного акта о СО в России до настоящего времени нет. (Имеются только Основы законодательства РФ об охране здоровья.) Среди подзаконных нормативных актов особое место отводится Указам Президента РФ. Они решают оперативные вопросы и зачастую восполняют пробелы ФЗ. Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам СО, а иногда — дополнительные меры социальной защиты отдельных категорий лиц. Акты министерств и ведомств носят вспомогательный характер, т.к. разъясняют принятые нормы (постановления, приказы, разъяснения, указания, письма). Локальные нормативные акты принимаются в пределах административно-территориальных образований (регионов, местных и муниципальных образований), на уровне хозяйствующих субъектов-организаций (соглашения, колдоговоры).

ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

различные нормативные правовые акты, нормы которых устанавливают, изменяют или прекращают отношения по социальному обеспечению граждан. Своеобразие названных ИПСО проявляется в следующем: 1. Нормы права СО непосредственно содержатся в актах, полностью посвященных регулированию только отношений по СО граждан (см.: ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). 2. Существуют комплексные акты, содержащие нормы ряда отраслей права, в т.ч. и права СО (см.: Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской AЭC»). 3. Нормы одной отрасли права регулируют некоторые отношения и по СО (ТК РФ содержит некоторые нормы, регулирующие отношения по обеспечению работников в порядке обязательного социального страхования). ИПСО классифицируются по: юридической силе (законы и подзаконные акты); сфере их действия (ФЗ и законы субъектов РФ); органам, их принявшим; форме акта и т.д. В практике особо значима классификация ИПСО по их юридической силе, определяемой положением органа, издавшего акт. В сфере СО высшую юридическую силу имеют международные правовые акты, в т.ч. заключаемые странами СНГ. Нормы международных актов по своей юридической силе могут признаваться выше российских законов. Законы подразделяются на конституционные, кодифицированные и текущие. К первым относится Декларация прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ является основой всего текущего законодательства, включая сферу СО. Кодифицированного акта о СО в России до настоящего времени нет. (Имеются только Основы законодательства РФ об охране здоровья.) Среди подзаконных нормативных актов особое место отводится Указам Президента РФ. Они решают оперативные вопросы и зачастую восполняют пробелы ФЗ. Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам СО, а иногда — дополнительные меры социальной защиты отдельных категорий лиц. Акты министерств и ведомств носят вспомогательный характер, т.к. разъясняют принятые нормы (постановления, приказы, разъяснения, указания, письма). Локальные нормативные акты принимаются в пределах административно-территориальных образований (регионов, местных и муниципальных образований), на уровне хозяйствующих субъектов-организаций (соглашения, колдоговоры).

Источники ПСО

Источники ПСО форма выражения права, представляющая собой писаные акты компетентных органов, которые содержат нормы ПСО.
Система источников ПСО это состав, соотношение, внут­ренняя взаимосвязь и расположение последовательно по пред­мету, ими регулируемому, всех актов данной отрасли законода­тельства в едином их комплексе.

3. Классификация источников ПСО (по юридической силе):
международно-правовые акты (декларации, международные конвенции1, соглашения между странами СНГ);
Конституция РФ от 12.12.93, в ред. от 25.07.2003 (статьи 7, 15, 37,38,39,41,45,53);
кодифицированные акты и основы (Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 30.06.2003), Основы законода­тельства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.93 (в ред. от 30.06.2003);
Федеральные законы («О прожиточном минимуме в РФ» от

24.10.97 № 134-ФЗ (в ред. от 27.05.2000), «Об основах обязатель­ного социального страхования» от 16.07.99 № 165-ФЗ (в ред. от 31.12.2002), «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в ред. от 31.12.2002), «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (вред, от 29.11.2003) и др.);
подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ);
ведомственные акты (акты Министерства труда и социального развития РФ, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ);

См., например, Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах человека и гражданина (Нью-Йорк, 19.12.66).
законодательство субъектов РФ (например г. Москвы);
законодательство органов местного самоуправления;
локальные акты (соглашения, коллективные договоры).

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *