ТК РФ | Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) N 197-ФЗ от 30.12.2001 (Список изменяющих документов). Статья 358. Обязанности государственных инспекторов труда Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей — физических лиц и работодателей — юридических лиц (организаций) (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590).

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878). Государственный Инспектор Труда Его Права.

Федеральная инспекция труда: система органов, принципы их действия, основные задачи и правовой статус государственных инспекторов труда.

Конвенция МОТ (Международной организации труда) № 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" обязывает ратифицировавшие ее государства создать систему инспекций труда.

Согласно ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда (ФИТ) — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда по субъектам).

В соответствии с Положением о федеральном надзоре ФИТ состоит из Федеральной службы по труду и занятости (РосТруд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) и осуществляет государственный надзор в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей — физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (т.е. работодатели).

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Руководство деятельностью ФИТ осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, — главный государственный инспектор труда Российской Федерации (он же руководитель РосТруда), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководство структурными подразделениями РосТруда и его территориальных органов осуществляют государственные инспектора труда и их заместители.

1) Конституционный принцип уважения и государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма. ФИТ и ее должностные лица (как составные звенья этого механизма) обязаны руководствоваться этим принципом в своей деятельности. Деятельность ФИТ направлена прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В то же время защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб правам и интересам работодателей, которые также охраняются законом.

2) принцип законности — ФИТ не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде;

3) принцип объективности — требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. В собранных по конкретному делу материалах должен содержаться достаточный набор доказательств;

баннер

4) принцип независимости — государственные инспекторы труда при исполнении своих прав обязанностей выступают как полномочные представители государства и находятся под его защитой; они действуют независимо от государственных органов, должностных лиц;

5) принцип гласности — открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации; реализуя данный принцип, государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапфирова Аполлинария Александровна
Государство обеспечивает защиту прав граждан, в том числе и трудовых, всеми не запрещенными законом способами (ст. 2, 45 Конституции РФ). Выбор способа защиты трудовых прав производится по усмотрению самого правообладателя: можно прибегнуть к самозащите, обратиться в профсоюз, в комиссию по трудовым спорам или же воспользоваться правом жалобы в прокуратуру, федеральную инспекцию труда, подать исковое заявление в суд и т. д. Все обозначенные способы защиты трудовых прав работников имеют альтернативный характер, то есть работник может потребовать защиты нарушенных трудовых прав, используя любой из них.

Ответственность государственных инспекторов труда, реализующих полномочия по защите трудовых прав работников Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассматриваются вопросы привлечения к ответственности государственных инспекторов труда как работников и как представителей власти. Делается вывод о том, что государственный инспектор труда должен нести повышенную ответственность, адекватную поощрению за качественную реализацию своих полномочий.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Внештатный правовой инспектор – член Профсоюза, привлекаемый на добровольной основе к осуществлению профсоюзного контроля[1] и иных полномочий, предусмотренных настоящим Положением.

1.2. Внештатным правовым инспектором может быть член Профсоюза с высшим или средним юридическим профессиональным образованием, старше 18 лет, положительно характеризующийся по месту работы либо учебы, способный выполнять полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

В исключительных случаях Внештатным правовым инспектором может быть член Профсоюза, не имеющий высшее или среднее юридическое профессиональное образование, но имеющий опыт работы в области профсоюзного контроля.

1.3. Внештатный правовой инспектор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 марта 2002 года № 282 «О дальнейшем взаимодействии исполнительных органов государственной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, работодателей с профсоюзными организациями края» иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края, Типовым положением о профсоюзной правовой инспекции труда, утвержденным постановлением Исполкома ФНПР 22 мая 2002 года №3-3, Уставом ФНПР, Уставом Профсоюза, Программой действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2010–2015 годах, решениями выборных органов Краснодарской краевой региональной организации Профсоюза и настоящим Положением.

II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

2.1.1. Осуществлять профсоюзный контроль по поручению выборных органов Краснодарской краевой региональной, территориальных организаций Профсоюза:

— проводить проверки соблюдения работодателями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнения коллективных договоров и соглашений, законодательства о Профсоюзе, а также осуществлять защиту социально-трудовых прав работников – членов Профсоюза;

— беспрепятственно (при предъявлении удостоверения и письма о проведении мероприятия по контролю) посещать учреждения, организации, в которых работают члены Профсоюза;

— беспрепятственно и бесплатно получать от работодателя и его представителей сведения, справки и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки, иную информацию, относящуюся к предмету профсоюзного контроля;

— контролировать своевременное выполнение работодателем, его представителем и иными должностными лицами организаций представлений об устранении нарушений прав и законных интересов работников;

— принимать участие в урегулировании разногласий между работодателем и работником, в разрешении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовым договором.

2.1.2. Вносить предложения президиуму Краснодарской краевой региональной, территориальных организаций Профсоюза:

— о выдаче представлений об устранении выявленных нарушений, готовить проект представления;

— о привлечении к ответственности виновных лиц, готовить проект обращения в соответствующие органы (приложение № 2).

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *