Глава 2. Особенности трудовых правоотношений педагогических работников

Трудовой договор является основным документом, определяющим отношения педагогического работника с его работодателем – образовательной организацией. Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, подписывается обеими сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя.

Специфическим условием трудового договора, заключаемого с педагогическими работниками образовательного учреждения, является учебная нагрузка, зафиксированная в тарификационной ведомости.

Если при приёме на работу объём учебной нагрузки не оговорён, считается, что трудовой договор заключён исходя из количества педагогической (преподавательской) работы, соответствующего ставке занимаемой должности 1 .

Поскольку деятельность педагога связана не только с обучением, но и с воспитанием, законодатель предъявляет специальные требования к его личности: он должен соответствовать определенным моральным стандартам и не нарушать общепризнанных правил поведения. В этой связи законом установлены, с одной стороны, ограничения для занятия педагогической деятельностью для лиц, имеющих судимость за определенные преступления, а с другой – дополнительные основания увольнения педагогических работников за аморальные поступки.

В п. 8 ст. 81 ТК РФ указано, что увольнение за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, относится к работникам, выполняющим воспитательные функции.

Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации” 2 (далее Постановление от 17 марта 2004г.)по данному основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.

Судебная практика однозначна: лица, хотя и работающие в учреждениях, где основным содержанием работы является воспитание и обучение (высшие и средние специальные учебные заведения, школы, интернаты и т. д.), но выполняющие лишь технические обязанности (уборщица, кладовщик), уволены по п. 8 ст. 81 ТК РФ быть не могут.

В законодательстве и Постановлении от 17.03.2004 понятие аморального проступка отсутствует.

В судебной практике выработалось определение аморального проступка. Так, в апелляционном определении Омского областного суда от 3 сентября 2008 г. N 33-3296/2008 1 указано: «Под аморальным следует понимать проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали, совершенный работником на работе или в быту и не соответствующий морально-этическим требованиям, предъявляемым к выполняемой им работе или занимаемой должности».

Это же определение аморального проступка содержится в Определении судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.03.2014 по делу N 33-693/2014 2 , которое дополнено следующим положением: «Аморальный проступок может выразиться в сквернословии, в появлении в нетрезвом состоянии среди учащихся, хотя и вне образовательного учреждения. При этом, например, не является аморальным проступком сообщение сведений, не соответствующих действительности».

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Считаем необходимым определение аморального проступка, выработанное судебной практикой, закрепить на законодательном уровне, внеся соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Трудовая деятельность в образовательной сфере

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Современная система образования находиться в центре государственных реформ и стала одним их важнейших направления национальной политики. Актуальность темы обусловлено тем, что для развития страны и подготовки высококвалифицированных кадров стоит проблема модернизации нормативно-правовой базы регулирования труда работников образовательных учреждений, которые в процессе своей трудовой деятельности обеспечивают воплощение государственных программ и от эффективности реализации которой зависит эффективность работы самой системы образования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе трудовой деятельности в образовательной сфере.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие трудовые правоотношения в образовательной сфере.

Цель работы: выявить особенности регулирования трудовых отношений в системе образования.

— определение понятия и содержания трудовых правоотношений в системе образования;

баннер

— выделение особенностей заключения и расторжения трудового договора с педагогическим работником;

Статья 15 Трудового кодекса РФ гласит, что трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Специфика педагогической деятельности, характеризующаяся высоким уровнем ответственности и значительной эмоциональной и физической затраты энергии и сил, связанных с процессом обучения и воспитания, предполагает существование ряда особенностей регулирования труда педагогических работников. К ним относятся дополнительные требования при заключении трудового договора, установление льготного режима рабочего времени и времени отдыха, дифференцированный подход к нормированию и оплате труда, а также применение особых правил при расторжении трудового договора и др. Особенностям регулирования труда и трудовых отношений педагогических работников посвящена гл. 52 ТК РФ.

Закон РФ «Об образовании» конкретизирует компетенцию образовательных учреждений в сфере трудового права, предоставляя им право подбора, приема на работу и расстановки кадров, установления штатного расписания, распределения должностных обязанностей. Образовательные учреждения самостоятельно устанавливают ставки заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных финансовых средств, а также надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования работников этих учреждений. Изложенные права образовательных учреждений в сфере трудового права создают дополнительные гарантии реального обеспечения их академических свобод, их праву самостоятельно осуществлять образовательный процесс и обеспечивать надлежащее качество образования. Ибо образовательное учреждение, лишенное права самостоятельного осуществления кадровой политики, решения вопросов заработной платы становиться придатком государственной системы образования, способным проводить лишь установления и распоряжения государственных органов управления образования.

Какими нормативно-правовыми актами регулируются трудовые отношения в образовательной организации?

Глава 52. Особенности регулирования труда педагогических работников
Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью
Статья 331.1. Особенности отстранения от работы педагогических работников
Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ
Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников
Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников
Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Статья 56. Трудовые отношения в системе образования

Для работников образовательного учреждения работодателем является данное образовательное учреждение, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 2.

Лицо, лишенное решением суда права работать в образовательном учреждении в течение определенного срока, не может быть принято на работу в образовательное учреждение в течение этого срока. 3.

Трудовые отношения работника образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом).

Помимо оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, основаниями для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) являются: 1)

повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2)

применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3)

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Увольнение по настоящим основаниям может осуществляться администрацией без согласия профсоюза.

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *