Мнение юриста: если нет разрешения на строительство, стоит ли «заваривать кашу
На портале IRN размещена статья юриста департамента налогового консультирования и разрешения налоговых споров Николая Брыня «Мнение юриста: если нет разрешения на строительство, стоит ли «заваривать кашу»?
Всегда ли отсутствие разрешения на строительство освобождает подрядчика от ответственности за просрочку выполнения работ по строительству объекта?
Ответ на вопрос, поставленный в названии статьи, очевиден лишь на первый взгляд. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. В подрядных отношениях есть большое количество нюансов, лишь после оценки которых суд принимает ту или иную сторону.
Часто подрядчики, не получив разрешительной документации от застройщика, отказываются начинать работы. При этом они ссылаются на соответствующие нормы градостроительного и гражданского законодательства. Нужно помнить, что за проведение строительных работ без получения разрешения предусмотрена административная ответственность. В таких ситуациях суды нередко занимают сторону подрядчика, соглашаясь с тем, что он не должен нести ответственность за просрочку выполнения работ, если разрешительные документы ему не были представлены или это было сделано с задержкой.
Впрочем, иногда суды принимают сторону подрядчика, только если он сообщил заказчику о невозможности проведения работ без разрешения на строительство: это важный момент, на который стоит обратить внимание.
Однако есть ряд оснований, по которым суд может принять сторону заказчика в таких спорах. Например, в ситуации, когда подрядчик знал, что разрешение на строительство не будет получено вовремя, но при этом принял на себя обязательства выполнить работы, суд может постановить, что подрядчик обязан был сделать это. В таком случае подрядчик добровольно принимает на себя все возможные риски. Если он будет апеллировать к тому, что без разрешения на строительство не может выполнить работы, суд может решить, что это злоупотребление правом.
Таким образом, отсутствие разрешения на строительство не является безусловным основанием для освобождения подрядчика от ответственности за просрочку выполнения работ.
Ответ на вопрос, поставленный в названии статьи, очевиден лишь на первый взгляд. Судебная практика по данному вопросу является неоднозначной. Ее неоднозначность объясняется, как мы полагаем, не судебными ошибками (хотя иногда они могут иметь место), а многообразием ситуаций, возникающих в подрядных отношениях, оценивая которые, суд может занять ту или иную сторону и, уже определившись с выигравшей стороной, найти надлежащее правовое обоснование принятому решению.
В данной статье мы задались целью рассмотреть две противоположные ситуации и наглядно показать, что возможность освобождения подрядчика от ответственности определяется не столько формальным наличием или отсутствием разрешения на строительство, сколько обстоятельствами исполнения договора, фактическими намерениями сторон и их поведением, как в период строительства, так и по его завершении.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. Разрешение на Право Производство Работ Кто Выдает.
4. Оформление разрешений на производство строительно-монтажных работ
До начала выполнения строительных работ заказчик-застройщик должен получить от инспекции Госархстройконтроля разрешение на производство строительно-монтажных работ на строительстве зданий или сооружений, сооружаемых в планируемом году.
Разрешение на производство работ выдается при условии представления заказчиком-застройщиком документов по установленной форме вместе с обязательством начальника строительной организации или производителя работ, а также разрешения службы авторского и технического надзора о соблюдении ими действующих строительных норм правил.
В городах, где нет органов Госархстройконтроля, разрешения на строительство объектов жилищно-гражданского назначения выдаются администрациями городов или районов, на территории которых будет осуществляться строительство этих объектов.
До получения разрешения Госархстройконтроля заказчик — застройщик не вправе приступать к производству строительных работ на участке.
Возведение на участке строений и сооружений (бараки, стандартные дома, гаражи и т.д.), не предусмотренных утвержденным проектом организации строительства, запрещено.
Заказчик-застройщик обязан вести строительство в полном соответствии с утвержденном проектом, с соблюдением всех строительных норм, правил и очередности застройки участка, установленной проектом, используя только доброкачественные материалы.
Заказчик-застройщик обязан вести на стройке журнал работы, своевременно составлять акты на скрытые работы и предъявлять их по требованию представителей Госархстройконтроля и главного архитектора района (города).
Для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ заказчик представляет инспекции Госархстройконтроля следующие документы:
— акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации, а также акт об отводе этого участка;
— проект здания и протокол согласования проекта областным (городским) отделом по делам строительства и архитектуры или районным архитектором;
— выписки из титульного списка, утвержденного на текущий год, на строительство данного объекта;
— рабочие чертежи привязки, в том числе рабочие чертежи инженерных коммуникаций, вертикальных планировок и благоустройства;
— копии приказов заказчика и подрядчика о назначении технадзора и производителя работ;
— договор с проектной организацией на авторский надзор, если требования об этом записаны в протокол областного (городского) отдела по делам строительства и архитектуры.
После проверки инспекцией техническая документация частично возвращается заказчику, причем на ней ставятся штамп «Предъявлено инспекции Государственного архитектурно-строительного контроля. Выдано разрешение на производство работ №…20..г», Гербовая печать и подпись начальника инспекции.
Разрешения выдаются ответственным представителям заказчиков или по их доверенностям — ответственным представителям подрядчиков на сроки, указанные в титульных списках для данных объектов.
Разрешения теряют силу, если до истечения назначенных сроков не будет начато производство работ.
При переходящих стройках ранее выданные разрешения перерегистрируются после представления застройщиком вновь утвержденного титульного списка.
Выданные разрешения и техническая документация должны храниться на строительной площадке и предъявляться контролирующим органам. Разрешение на Производство Работ Что Это.
Приложение 9. Перечень документации на строительном объекте, необходимый для получения разрешения на эксплуатацию крана
2. Заключение экспертизы промышленной безопасности ППРк, утвержденное территориальным органом Ростехнадзора.
3. Акт настройки приборов безопасности крана (ОНК-160 и др.) с указанием зон ограничения работы кранов в соответствии с ППРк, подписанный специалистом, настроившим приборы, ответственными лицами и крановщиком.
Один экземпляр акта должен находиться у крановщика, второй — у ответственного за безопасное производство работ. Крановщик должен быть ознакомлен с инструкцией по эксплуатации приборов безопасности под роспись.
5. Заявка, договор передачи, аренды крана между владельцем крана и строительной организацией с указанием ответственности сторон за исправное состояние крана, крановых путей, грузозахватных приспособлений и за безопасную эксплуатацию крана. (Надзор за безопасной эксплуатацией и исправным состоянием крана, крановых путей и грузозахватных приспособлений осуществляется организацией — владельцем крана.)
6. Копии приказов о назначении ответственных лиц: за осуществление производственного контроля (организацию надзора), за безопасное производство работ кранами, за электрохозяйство на строительном объекте, о назначении стропальщиков.
7. При наличии ЛЭП — копии приказа «О работе крана вблизи ЛЭП» с ознакомлением крановщика, стропальщиков под роспись.
8. Должностные инструкции для ответственных лиц; производственные инструкции для крановщика, стропальщика, выданные под роспись.
10. Инструкция по осмотру грузозахватных приспособлений и тары (приспособления осматриваются 1 раз в 10 дней, тара — 1 раз в месяц).
11. Удостоверения об аттестации специалистов по промышленной безопасности и по Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, удостоверения крановщика и стропальщика.
12. Графики технических освидетельствований, планово-предупредительных ремонтов крана и крановых путей.
14. График выхода на работу ответственных лиц и персонала (крановщиков, стропальщиков) при работе в несколько смен.

