Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права.
§ 1. Данная статья посвящена источникам российского трудового права. Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В комментируемой статье определяется круг нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
§ 2. Предусмотренные в данной статье источники трудового права можно классифицировать по степени важности и субординации на федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 г. Он является кодифицированным источником трудового права. Его принятие закрепило сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования сферы труда и существенно повысило роль федерального кодифицированного акта в этой системе. Трудовой кодекс РФ имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.
§ 3. Необходимо отметить, что в связи с принятием Трудового кодекса РФ действующие в России федеральные законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, должны быть приведены в соответствие с настоящим Кодексом. Однако до их приведения они могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат ему. К таким законам можно отнести Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) или Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» (СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741) и др.
§ 4. Самостоятельную группу иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют указы Президента Российской Федерации. Они не должны противоречить Трудовому кодексу, а также иным федеральным законам. В случае противоречия они не могут иметь юридической силы. Указы Президента РФ дают возможность оперативно решать вопросы правового регулирования трудовых отношений. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы».
§ 5. Среди нормативных актов, регулирующих трудовые отношения, важное место занимают постановления Правительства РФ. Главное правило таково, что постановления Правительства РФ не могут противоречить положениям Трудового кодекса РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.
Постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы трудового законодательства, принимаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции органов исполнительной власти Российской Федерации. Чаще всего они принимаются для реализации положений Трудового кодекса и иных федеральных законов. Так, в развитие ст. 340 ТК РФ принято Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911 «О гарантиях и компенсациях работникам, направленным на работу в представительства Российской Федерации за границей» (СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5220).
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. утверждены Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия и Положение о проведении аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373).
Является ли конституция нормативно правовым актом
В соответствии с ФЗ 52 от 1999, на который ссылается губернатор, объявляя карантин по всему краю, в части 3 стать 31 определяет, что ограничительные мероприятия осуществляются в соответствии санитарными нормами и другими нормативно-правовыми актами. Основным нормативно-правовым актом является Конституция, в соответствии с которой, гражданам обеспечивается личная свобода, свобода передвижения, право на труд. Постановление губернатора лишает граждан этих прав. Но та же конституция определяет, чтотвреиенно отметить действие статей конституции возможно только при объявлении ЧС. Вопрос — а конституционно ли постановление губернатора? Не есть ли превышение полномочий, выразившееся в нерономочной отмене действия статей конституции, не является ли это незаконным лишением свободы? Ведь посадить кого-либо под домашний арест, а мера, запрещающая покидать квартиру, по факту есть ничто иное как домашний арест, возможно лишь с соответствии со Ст. 107 уголовно-процессуального кодекса. Данная мера может поменяться только судом. Так законно ли постановление губернатора?
Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов и надзор за соблюдением прав и свобод человека. Предметом надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ. Означает ли это, что прокуратура не проверяет соблюдение органами и должностными лицами нормативно-правовых актов?
Имеют ли право органы внутренних дел, в частности ГИБДД давать работодателям информацию о нарушениях ПДД? с работы приезжает человек со списком автомобилей работников, согласно которого ГИБДД выдает информацию о нарушениях, не является ли это нарушением, распространением информации третьим лицам и нарушении Конституции РФ ст.23 и других ФЗ и нормативно-правовых актов, если это является нарушением то желательно со ссылкой согласно чего?
В рамках уголовного дела было проведено КОРМ «Прослушивание телефонных переговоров».
Согласно п. 18 инструкции «О порядке представления результатов ОРД», допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении КОРМ, в копиях (выписках), в том числе, с переносом наиболее важных материалов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении.
При проведении КОРМ «Прослушивание телефонных переговоров» оперативными работниками производился отбор фонограмм, которые были переданы следователю на CD-R компакт-диске в уже отобранном, на усмотрение оперативных работников, виде.
При этом, факт осуществления отбора фонограмм подтверждается показаниями старшего оперуполномоченного, а также отсутствием на CD-R диске множества разговоров, в том числе и с абонентами, проходящими по настоящему уголовному делу в качестве фигурантов, о чем неопровержимо свидетельствует «Информация о соединениях между абонентами», истребованная у операторов сотовой связи в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, согласно тому же п.18 Инструкции, в случае представления материалов КОРМ с переносом наиболее важных разговоров на единый носитель, оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении КОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы следователем, прокурором или судом, хранятся в органе, осуществившем КОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу, либо до прекращения уголовного дела.
Однако, в ходе допроса свидетеля — старшего оперуполномоченного, выяснилось, что не представленные на диске разговоры были автоматически уничтожены в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами. Этот факт подтверждают поступившие в адрес суда ответы на судебный запрос.
Действие нормативно-правовых актов
Действие нормативно-правовых актов во времени
Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.
Действие нормативно-правовых актов в пространстве
Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.
Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц
Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)