Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Текст документа недоступен для просмотра в данном формате.[3]Воспользуйтесь поиском в Национальном реестре правовых актов либо поиском в информационно-поисковой системе «ЭТАЛОН-ONLINE».

Комментарий к ст. 114 УПК РФ
6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к ст. 114 УПК РФ

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. коммент. к ст. ст. 111, 97).

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. коммент. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует не только цель предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполнение приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен бухгалтер, обвиняемый в подделке финансовых документов;

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашний арест (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. См. коммент. к ст. 108.

Судебная процедура временного отстранения от должности (статья)

Провозглашая право на труд, практически все отечественные Конституции советского периода защищают трудовые права граждан нашей страны. В соответствии со ст.37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Но эту статью мы не находим в перечне тех личных прав граждан, которые не подлежат ограничению и полностью перечислены в ч.2 ст.56 Конституции РФ. Отсюда следует, что право на труд может быть ограничено в условиях уголовно-процессуальных отношений.

Из истории нам известно, что в мае 1922 году на III сессии ВЦИК IX созыва обсуждался представленный проект УПК РСФСР, в котором ученые старались узаконить как можно больше прав и гарантий неприкосновенности личности. УПК РСФСР 1922 года действовал менее года. 15 февраля 1923 года ВЦИК принял новый УПК РСФСР, а фактически это была новая редакция УПК 1922 года, вызванная совершенствованием судебной системы, проведенной в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 года. УПК РСФСР закрепил принципы и институты, призванные гарантировать права личности, но они не распространялись на деятельность ОГПУ, обладавшего чрезвычайными полномочиями в борьбе с контрреволюционными преступлениями. В УПК РСФСР 1960 года уделялось достаточно большое внимание вопросам судебного контроля за мерами пресечения: так в течение 48 часов народный следователь или судья должны были принять постановление о заключении подозреваемого под стражу. А в ст. 142 УПК РСФСР отмечалось, что следователь, при привлечении должностного лица в качестве обвиняемого, обязан был разрешить вопрос, подлежит ли обвиняемый на время следствия отстранению от должности, и в случае принятия такого решения — сообщить по месту службы обвиняемого. Санкции прокурора или судебного решения на отстранение обвиняемого от должности не требовалось. В УПК РСФСР 1960г. было подробно регламентировано отстранение обвиняемого от должности (ст. 153). Для этого требовалось постановление следователя, санкционируемое прокурором или его заместителем. В этой статье, в отличие от ст. 142 УПК РСФСР 1923г., регламентировалась также и отмена решения об отстранении обвиняемого от должности: данная мера, если в ее применении отпала дальнейшая необходимость, отменялась постановлением следователя.

баннер

В литературе отмечается, что необходимость отстранения обвиняемого от должности может иметь следующие основания: а) продолжать преступную деятельность с использованием служебного положения; б) препятствовать установлению истины путем изъятия документов, воздействия на свидетелей из числа подчиненных.

По мнению Р.Х. Якупова, отстранение обвиняемого от должности близко примыкает к мерам пресечения, но представляет самостоятельный вид мер процессуального принуждения, поскольку ограничивает не свободу и личную неприкосновенность (что имеет место при избрании мер пресечения), а конституционное право на выбор рода деятельности и профессии.

В Теоретической модели Уголовно-процессуального кодекса РФ отстранение от должности включалось в систему мер пресечения, и ему отводилась самостоятельная глава. В проекте УПК РФ, подготовленного группой научных сотрудников ВНИИ проблем укрепления законности и правопорядка, в главе «Меры процессуального принуждения» детально регламентировались подписка о явке, привод, задержание, отстранение от должности, наложение ареста на имущество.

Временное отстранение от должности

Нельзя не упомянуть, что поскольку временное отстранение как уголовно-принудительная мера применяется только когда предполагается, что подозреваемое, обвиняемое лицо продолжит использовать свое служебное положение для осуществления незаконно деятельности, то применение такой меры на практике возможно только к лицам, обладающим некоторой властью.

  • руководителя организации в связи с началом процедуры банкротства, поскольку на его место приходит арбитражный управляющий;
  • работника, которого необходимо по состоянию здоровья перевести на другую работу, когда возможность перевода отсутствует или работник отказался, а период требуемого перевода составляет менее 4 месяцев;
  • пьяного или находящегося в наркотическом, токсическом опьянении сотрудник;
  • сотрудника, не имеющего необходимых знаний по охране труда;
  • сотрудника, не прошедшего психологический и медицинский осмотр;
  • сотрудника, у которого приостановлено действие специального права, которое требовалось для выполнения трудовой деятельности, при невозможности перевести лицо на иную работу.

Как происходит временное отстранение (процедура)
В ч. 4 говорится, что если уже нет необходимости использования этой меры, то следователь или дознаватель могут ее отменить, оформив соответствующее постановление.

Заключение

Ст. 114 УПК РФ содержит сведения касательно того, каким образом происходит порядок освобождения лица от своих служебных обязанностей в случае, если оно подозревается в совершении правонарушения. Эта мера определяется необходимой для пресечения дальнейшего преступного поведения гражданина с использованием своего служебного положения.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *