Оптические приборы
«Оптика» — СТРОЕНИЕ ГЛАЗА (оптика эпохи Возрождения). Арабы сделали немало в области многих наук, в том числе и в оптике. Ибн ал-Хайсам — латинизированное имя Альхазен (965-1039). ЗАРОЖДЕНИЕ ОПТИКИ. В 335 г. до н.э. возвратился в Афины, где основал философскую школу перипатетиков (Лицей). В 444 г. до н.э. греческий философ Эмпедокл выдвинул теорию, альтернативную идее Пифагора.
«Увеличительные приборы» — Ручка. Световой микроскоп. Электронный микроскоп. Ботаника Экология Фенология. Штатив. Ручная лупа. Ручная лупа дает увеличение от 2 до 20 раз. Историческая справка. Лабораторная работа №1. Как определить увеличение микроскопа? Оправа. Объективы. Увеличивает изображения предметов от 56 до 800 раз. Увеличительное стекло (линза).
«Полное отражение света» — Меньшим, чем у стекла. Полного отражения света. Закон полного отражения света. Преломления света. Большим, чем у стекла. Сияние капель росы. Значение явления. Перископы, бинокли, киноаппараты. Полное отражение света в природе. Ювелирное дело. Световоды. Прямолинейной траектории. Оборотная призма. Явление полного отражения света.
«Природные явления» — Каким мир видят дальтоники? Параллельны ли линии? Телескоп. Почему глаз неправильно видит? Казначеева.О.К г..Арсеньев. Северное сияние. Краткое содержание курса. Мираж Mirage; Optical illusion От лат.Miror — любуюсь, восхищаюсь. Полярное сияние. /Вопросы из далекого прошлого/. "Введение в оптику".
«Зрительные иллюзии» — « Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум » Уильям Блейк. Сколько на картине оленей? ОПТИКА 8 класс учитель физики СОШ №2 с. Ногир ДЖелиева З.Ш. Ваза или лица? Однако и человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В свое время английский поэт Уильям Блейк очень верно подметил : Посредством глаза , а не глазом Смотреть на мир умеет разум.
«Дифракция света принцип Гюйгенса» — Что доказывают явления интерференция и дифракция света? Назовите условия дифракционных минимумов. Что такое зона Френеля? Открытие дифракции. Зоны Френеля. Опыт по дифракции света. Кто разработал теорию дифракции света? Дифракция света. Как звучит принцип Гюйгенса – Френеля? Условия минимума при интерференции от щели: а*sin ? = m?, где m±0,1,2,3…
Выполните задание 1 лабораторной работы № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»,
Выполните задание 1 лабораторной работы № 1 «Изучение строения увеличительных приборов», представленной в учебнике. Зарисуйтевнешний вид препаратов без увеличения и с увеличением.
Проверочная работа 1 «Устройство увеличительных приборов» Рисунок
Задание: подпишите названия основных частей увеличительных приборов. Какое увеличение дают лупа и микроскоп? Как пользоваться увеличительными приборами?
2. Как называется система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса?
3. Как называется система увеличительных стекол микроскопа в нижнем конце тубуса?
5. Если окуляр микроскопа увеличивает в 15 раз, а объектив — в 20 раз, то общее увеличение микроскопа в:
Впишите названия частей прибора, чтобы в выделенных клеточках получилось его название.
Задание 1: восстановите порядок приготовления микропрепарата, расположив цифры в правильной последова-
Впишите названия частей и органоидов растительной клетки так, чтобы буква «О» была общей для всех строчек.
Задание 1 : восстановите порядок стадий деления клетки, расположив цифры в правильной последовательности.
Задание 2: какой процесс изображен на рисунке? Чем отличается клетка 1 от 4, а 2 от 3?
Задание 1: Назовите вид ткани, укажите, что она образует. Задание 2 : Назовите органоиды клетки, указав их
1. Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений, их многообразие, называется:
3. Наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей их средой, называется:
4. Как называется система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса?
8. Какую функцию выполняет цитоплазма в клетке?
а) защищает от механических повреждений
10 . Клеточное строение всех растений доказывает:
а) происхождение их от общего предка
2. Бактериальная клетка отличается от растительной:
а) наличием цитоплазмы б) наличием оболочки
а) способ размножения б) способ питания
в) способ деления г) способ выживания в неблагоприятных условиях
Задание: в результате какого процесса образуются клубеньки на корнях бобовых растений? Какое значение они имеют?
5. Стерилизованное молоко хранится дольше пастеризованного, потому что при его обработке погибают:
Задание 1: строение мицелия каких грибов изображено на рисунке? Укажите отличительные особенности.
Лабораторные работы в школе с использованием световых микроскопов
Таких на самом деле достаточно много. Каждый учитель сам решает, какие виды работ следует проводить. Ведь все зависит от количества оборудования и его работоспособности. Самыми распространенными лабораторными исследованиями, требующими использования увеличительных приборов, являются следующие:
Разломите розовый, не дозревший, плод томата (помидор), арбуза или яблоко с рыхлой мякотью. Мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Они будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов — лупы или микроскопа.
Разломите розовый, не дозревший, плод томата (помидор), арбуза или яблоко с рыхлой мякотью. Мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Они будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов — лупы или микроскопа.
Устройство лупы . Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная часть лупы — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Бывают ручные лупы и штативные лупы.
Лупа ручная. лупа штативная.
Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко.
Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.
Устройство светового микроскопа . С помощью микроскопа можно рассмотреть форму клеток.
Для изучения их строения пользуются микроскопом (от греческих слов «микрос» — малый и «скопео» — смотрю). Световой микроскоп, с которым вы работаете в школе, может увеличивать изображение предметов до 3600 раз. В зрительную трубку, или тубус, этого микроскопа вставлены увеличительные стекла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр (от латинского слова «окулус» — глаз), через который рассматривают различные объекты. Микроскоп состоит из оправы и двух увеличительных стекол.
На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.
Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала.
Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив 12-кратное, то общее увеличение 10×12 = 120 раз.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ
Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край
объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая
другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте
тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Устройство микроскопа и приемы работы с ним
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
(7J КЛЕТКА. ЛУПА. МИКРОСКОП: ТУБУС, ОКУЛЯР, ОБЪЕКТИВ, ШТАТИВ
[?] 1. Какие увеличительные приборы вы знаете? 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? 3. Как устроен микроскоп?
4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?
® Выучите правила работы с микроскопом.
ГО Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в XVI в. В ШХУИ в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX в. оыл изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.
2 вариант
1) на нижнем конце тубуса
2) под предметным столиком
3) на верхнем конце тубуса
4) на предметном столике
3. Впервые одноклеточные организмы с помощью микроскопа обнаружил
5. Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к
Ответы на тест по биологии Увеличительные приборы
1 вариант
1-1, 2-3, 3-3, 4-3, 5-1
2 вариант
1-2, 2-1, 3-1, 4-2, 5-2