Как уволить иностранного работника, если он уехал

Нередко случаются ситуации, когда иностранный работник не выходит на работу и уезжает к себе на родину. В данном случае трудовое законодательство РФ предусматривает два способа увольнения такого «пропавшего» сотрудника:

Следует отметить, что для увольнения иностранца за прогул работодателю нужно будет соблюсти всю необходимую процедуру, как и в случае увольнения россиянина по тем же основаниям. То есть направить иностранному сотруднику уведомление о необходимости представить письменное объяснение по факту своего отсутствия на рабочем месте (ч. 1 ст. 193 ТК РФ). Однако получить от иностранца письменное объяснение о причинах отсутствия на работе довольно проблематично, так как его местонахождение может быть неизвестно.

В связи с этим рекомендуется увольнять «пропавшего» иностранного сотрудника в связи с окончанием срока действия разрешения на работу или патента. До момента его увольнения в табеле проставляется код «НН» — невыясненная причина. На следующий день после истечения срока действия разрешения на работу (патента) нужно отстранить иностранца от работы в общем порядке сроком на один месяц (ст. 327.5, ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ). Уволить иностранного работника можно будет по окончанию одного месяца со дня прекращения срока действия разрешения на работу или патента на основании п. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ. Приказ Отстранение от Работы Иностранца до Получения Патента.

Минтруд признал, что его заявление по отстранению невакцинированных от работы — лишь рекомендация

Когда Необходимо Отстранить Иностранного Работника до Его Увольнения по Специальным Основаниям

Минтруд признал, что его «разъяснения» по поводу отстранения невакцинированных от работы не основаны на законе и не имеют никакого обязывающего значения. Об этом говорится в ответе ведомства, которое имеется в распоряжении Накануне.RU.

Напомним, первый раз 15 июля Роструд «разрешил» отстранять от работы непривитых сотрудников из тех категорий, которые перечислили главные санитарные врачи регионов в своих постановлениях. Притом что у него нет полномочий «уточнять» или «разъяснять» федеральное законодательство, которое разрешает отстранять только работников тех профессий, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 №825. Это работники здравоохранения, образования и некоторые редкие профессии.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

24 июля Минтруд и Роспотребнадзор издали совместные «разъяснения», снова потребовав от работодателей отстранять от работы невакцинированных от коронавируса, но так и не указав ни одного основания в действующем законодательстве.

В последнем ответе Минтруда говорится, что «вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан».

А также: «Указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника».

Также подчеркивается, что вопросы вакцинации «регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения». А федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере, является Роспотребнадзор. Туда направлено соответствующее обращение.

То, что Минтруд признал отсутствие у него полномочий толковать и разъяснять федеральное законодательство, можно приветствовать. Но в ответе удивляет то, что ведомство называет призывы к нарушению федерального законодательства (так об этом говорят юристы) рекомендациями.

В ответе также говорится, что граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10,
11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

баннер

Но в этом законе не говорится о том, что эти предписания могут противоречить законодательству. Да, в настоящее время этого противоречия юридически нет, так как главные санврачи действительно могут выносить постановления о проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (ст. 51 ч. 6). Но, согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отстранить от работы за отсутствие прививки можно только тех, кто входит в специальный перечень 1999 года, утвержденный Постановлением Правительства РФ №825. Там сказано, что расширить его может только уполномоченным Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, т.е. Минздрав РФ, но никак не главные санврачи регионов. Уведомление об Отстранении от Работы Иностранного Гражданина.

Чем работодателю можно руководствоваться при увольнении иностранца?

Поскольку гражданин другой страны проживает на территории РФ, то он имеет право получить работу и уволиться с нее в соответствии с трудовым кодексом. Он обладает точно такими же правами, что и граждане России. Чтобы взять иностранца на работу, работодателю необходимо принять во внимание ФЗ№115, который содержит полный список документов, требующихся гражданину для трудоустройства, а также особенности регулирования трудовых отношений.
В случае если руководству фирмы, в которой работает иностранец, необходимо произвести его увольнение, то оно может это сделать на общих основаниях, согласно ТКРФ, или же по особым обстоятельствам, не действующим в отношении россиян. Как Оформить Отстранение от Работы Иностранного Работника.

Трудовое и миграционное законодательство требует от работодателя соблюдения целого ряда правил при увольнении иностранного работника. Нюансы рассмотрела наш ведущий юрист-консультант Галия Текарёва.

Увольнение иностранного работника происходит по основаниям, которые условно можно разделить на две группы: общие основания, которые не имеют отношения к гражданству работника, предусмотренные статьёй 77 ТК РФ, и особые (специальные) основания. Последние характерны только для иностранных работников, которые перечислены в части 1 статьи 327.6 ТК РФ. Применение этих оснований зависит от статуса иностранца.

Специальные основания расторжения трудовых договоров

  • Начнём с наиболее привилегированных категорий иностранных работников, к которым относятся постоянно проживающие на территории РФ иностранные граждане (с видом на жительство в РФ), временно проживающие на территории РФ (с разрешением на временное проживание) и граждане, прибывшие из стран иностранных государств ‒ членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан).
  • Постоянно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия вида на жительство в РФ[1].
  • Временно проживающих иностранцев можно уволить (если иное не предусмотрено законом или международным договором РФ) в связи с аннулированием или окончанием срока действия разрешения на временное проживание в РФ[2].

Увольнение граждан Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана не предусмотрено по специальным основаниям, например в связи с окончанием срока патента или разрешения на работу, и другим основаниям, перечисленным в части 1 статьи 327.6 ТК РФ с учётом положений международных договоров РФ. Но остаётся открытым вопрос об увольнении граждан государств ЕАЭС (кроме граждан Беларуси, так как им полис ДМС не нужен) по пункту 8 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, то есть в связи с окончанием срока действия договора (полиса) ДМС или прекращением действия договора с медицинской организацией об оказании иностранцам медицинских услуг. Минтруд РФ официальных разъяснений пока не дал, поэтому возможны риски работодателя при увольнении иностранных граждан стран ЕАЭС по данному основанию.

Также необходимо отметить, что иностранных граждан так называемых привилегированных категорий, перечисленных выше, нельзя уволить в связи с приведением численности работников-иностранцев в соответствие с допустимой долей[3], поскольку на них не распространяется ограничение о допустимой доле иностранных работников. Эти выводы можно сделать из пункта 9 части 1 статьи 327.6 ТК РФ, пункта 1 статьи 2, пункта 2 статьи 13.2, пункта 5 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ‒ Закон об иностранцах), положений международных договоров РФ.

Самое большое количество специальных оснований прекращения трудового договора предусмотрено законодательством для договоров, заключённых с иностранными гражданами, временно пребывающими на территории Российской Федерации.

При увольнении временно пребывающих иностранцев, работающих по патенту или разрешению на работу, ТК РФ предусмотрены следующие специальные основания:

  • окончание срока действия патента или разрешения на работу[4];
  • аннулирование патента или разрешения на работу[5];
  • окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС или прекращение действия договора между работодателем и медицинской организацией об оказании иностранцу медицинских услуг[6];
Категория лиц Сумма штрафа, руб.
Граждане 7 000
Должностные лица 70 000
Юридические лица до 1 000 000

Ответственность за незаконное отстранение от работы

Если суд установит незаконность отстранения, то работодатель привлекается к административной и материальной ответственности:

И в заключение. Отстранить за отказ делать прививку от сами знаете чего при наличии распоряжения региональных властей работодатель вправе, уволить — нет.

Интересуетесь правом? Подписывайтесь на мой Telegram-канал или страницу ВКонтакте , чтобы не пропускать другую полезную информацию!

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *