Создание пожарно-технической комиссии на предприятии: положение, цели и основные задачи, функции ПТК

В соответствии с пунктом 5 старых Правил противопожарного режима ( утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390 ) организации, обслуживающие производственные и складские объекты, а также объекты с массовым пребыванием людей, кроме жилых домов, должны иметь пожарно-технические комиссии (ПТК). В 2017 году пункт 5 признан утратившим силу. В новых «Правилах…», вступающих в действие с 1 января 2024 года, требование о создании ПТК также отсутствует. Однако ведущие топливно-энергетические, химические, зерноперерабатывающие и многие другие предприятия не спешат отказываться от деятельности внутренних, ведомственных пожарно-технических комиссий. В данной статье мы разберемся, что такое пожарно-техническая комиссия в организации и почему, несмотря на изменения в законодательстве, руководители многих предприятий продолжают тратить силы и средства на ее содержание.

Ключевым документом, который содержит в себе ответ на вопрос, что такое ПТК и зачем она нужна, является Положение о пожарно-технической комиссии. Очевидно, что нормативный документ потерял актуальность вместе с пятым пунктом Правил противопожарного режима, однако он продолжает и дальше использоваться организациями.

В соответствии с Положением, для того чтобы организовать пожарно-техническую комиссию, руководитель организации издает приказ о создании ПТК, в котором указываются лица, входящие в состав пожарно-технической комиссии, а также обозначаются их права и обязанности, связанные с новой занимаемой должностью.

Пожарно-техническая комиссия — координирующее звено предприятия: интересы работы комиссии находятся между вопросами обеспечения пожарной безопасности и охраны труда на предприятии, а это, в свою очередь, подразумевает ведение плотного и частого диалога как с соответствующими ведомствами и органами, так и с профильными отделами в самом предприятии (те же профсоюзы, отдел охраны труда, пожарная охрана, охранные структуры предприятия). Ознакомившись с текстом Положения, можно сделать вывод о том, что пожарно-техническая комиссия — это инструмент комплексного обеспечения безопасности на предприятии.

Несмотря на то, что теперь пожарно-технические комиссии могут функционировать на предприятии исходя из решений руководства, в статье 37 Федерального Закона №69 «О пожарной безопасности» представлен перечень прав руководителя, посредством реализации которых он может обеспечивать пожаробезопасное состояние своего объекта. И если мы пробежимся по статье Федерального закона, то увидим, что большая часть этих прав дублирует задачи и функции пожарно-технической комиссии: кто ещё может также эффективно помочь руководителю в делах расследования по пожарам на предприятии, противопожарной пропаганды Нажмите для перехода на ПожВики , организации деятельности подразделений пожарной охраны Нажмите для перехода на ПожВики и вообще в самом взаимодействии предприятия с Государственной противопожарной службой, как не комиссия?

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

В соответствии с Положением, цель создания пожарно-технической комиссии состоит в том, чтобы заинтересовать компетентных сотрудников организации и привлечь их к ведению активных действий по обеспечению пожарной безопасности на предприятии. Пожарно-техническая комиссия, в отличие от других формирований предприятия, которые также специализируются на обеспечении пожарной безопасности, осуществляет главным образом профилактические и агитационные мероприятия, однако в случае наличия нарушений требований пожарной безопасности комиссия разрабатывает и предлагает компенсирующие мероприятия по имеющимся нарушениям, а при возникновении несчастного случая или иного негативного события, связанного с несоблюдением требований пожарной безопасности, комиссия активно принимает участие в его расследовании.

Важно
В этом случае спецоценку проводить необходимо. В комиссию входит один предприниматель.

Как быть, если один член комиссии в отпуске или командировке?

Нечетное число членов в комиссии необходимо для того, чтобы всегда можно было принять однозначное решение голосованием. Если же один из членов комиссии не будет присутствовать на заседании по каким-либо причинам, то комиссия будет иметь четное число членов, что является прямым нарушением закона ( п. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). В этом также кроется опасность, когда в комиссию включают слишком большое количество членов (обычно, представителей профсоюзов). В этом случае возрастает опасность того, что кто-то не сможет принять участие в заседании.

Комиссию создает и чаще всего возглавляет сам руководитель (работодатель), и ему не стоит отправлять в командировку или отпуск члена комиссии во время ее работы.

Когда хоть один член комиссии заболел или по каким-то причинам не может присутствовать на заседании, руководитель своим приказом корректирует состав комиссии, утверждая другого сотрудника. Поэтому комиссия всегда имеет возможность работать полным составом.

КОММЕНТАРИЙ

Разъяснения о составе комиссии в небольших организациях приведены в письме Минтруда России от 14 марта 2016 г. № 15–1/ООГ-1041 . Чиновники пояснили, что конкретное количество членов комиссии по проведению спецоценки будет определяться с учетом штатного расписания работодателя.

В любой организации возникают те или иные проблемы с качеством. Проблемы с поставщиками (срыв поставок, бракованное сырье), с потребителями (претензии, недовольство работой компании со стороны потребителей), внутренние организационные проблемы и т.п.

Комиссия по качеству

Статья описывает работу одного из важнейших и основных механизмов управления качеством на предприятии — комиссии по качеству. Объясняется, зачем нужна комиссия по качеству и как она работает. Описываются особенности деятельности комиссии, роль руководства в ней и польза от её функционирования.

баннер

Как и в любой другой профессиональной деятельности, теория управления качеством сильно отличается от реальной практики. Молодой специалист, попавший в организацию, тщетно пытается найти способ применения всем тем красивым теоретическим инструментам, которые так ясно и грамотно излагались во время учебы в институте. Быт и практика гораздо сложнее, запутаннее, чем формулы и схемы, описанные в учебниках.

Проходит время, приходит опыт и постепенно наступает прояснение и понимание важных и основных вещей.

Как и в любой другой управленческой деятельности, основа основ управления качеством: — правильное планирование процессов и продукции

При переводе на простой разговорный язык — мы должны продумать, как надо работать и грамотно исправлять возникающие в ходе работы проблемы.

Управление качеством — это деятельность, в которую вовлечены люди, ресурсы и время. Мы хотим добиться неких целей с помощью усилий некоторых людей и готовы потратить на это некоторую сумму денег. Для этого мы должны продумать, кто, как и где будет этим заниматься, составить план и регулярно проверять выполнение этого плана.

Поэтому годовые и месячные планы по качеству должны быть интегральной частью общих, рабочих планов на предприятии. Самый важный вопрос, который встает в связи с появлением планов по качеству — кто и как будет проверять выполнение этих планов?

В любой организации возникают те или иные проблемы с качеством. Проблемы с поставщиками (срыв поставок, бракованное сырье), с потребителями (претензии, недовольство работой компании со стороны потребителей), внутренние организационные проблемы и т.п.

Важнейшая задача отдела или службы качества — вести учет этих проблем и оперативно их исправлять.

Наладить учет проблем в принципе возможно силами одного отдела качества. С исправлением намного сложнее.

Беда заключается в важном обстоятельстве — проблемы по качеству обычно происходят на стыке ответственности разных подразделений!

Жалоба, приходящая от потребителя, принимается отделом продаж, но причина её происхождения может лежать в недрах производства.

Да, можно дать громадные полномочия службе качества, превратить её в некоего внутреннего жандарма с правом влезать во всё происходящее в организации. Но практика показывает, что сотрудники службы качества не понимают специфики работы любого подразделения и не могут работать вместо сотрудника этого подразделения.

Единственный выход — работать вместе с подразделением для решения проблемы!

Один из главных и широко декларируемых принципов ИСО 9001 — вовлеченность персонала в работу по улучшению качества. Проповедники и гуру качества с восторгом рассказывают о том, как в далекой Японии все, ну, абсолютно все работники предприятий с жаром улучшают качество, наводят чистоту и порядок, объединившись в группы, подают руководству предложения о том, как работать лучше и грамотнее.

Да, конечно неплохо бы и у нас иметь столь воодушевленный персонал, который душу готов положить, лишь бы помочь хозяину обогатиться. К сожалению, реальность далека от японской мечты. Хоть бы не пили на работе, уже хорошо, говорят некоторые руководители, со вздохом читающие статьи об японском чуде. Ну, а реальная практика доказывает, что вклад ключевых сотрудников и руководителей в организации более важен, чем вклад рядовых работников. На то они и ключевые кадры, «кадры решают все», как говорил один небезызвестный персонаж.

Заключение

В целом, комиссия — это крайне универсальный орган, который может формироваться как в частных учреждениях, так и в государственных органах для решения различных вопросов с участием нескольких лиц. При этом существует огромное множество самых разнообразных комиссий — в данной статье были рассмотрены лишь наиболее распространенные в рамках кадрового делопроизводства случаи и конкретные принципы оформления приказов для создания профильных комиссий.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *