Порядок рассмотрения трудовых споров в судах
Рассмотрение трудовых споров в судах общей юрисдикции происходит по общим правилам рассмотрения гражданских дел в судах, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее — ГПК РФ).
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. Также в связи с внесенными в ТК РФ поправками предусматривается освобождение работников от оплаты пошлин и судебных расходов, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер (ст. 393 ТК РФ).
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
В Определении Верховного Суда РФ от 13 июля 2004 г. № 43-В04-1 указано, что сторона, освобожденная от уплаты судебных расходов (истец по иску о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, взыскании задолженности по заработной плате), не должна производить оплату расходов, связанных с проведением судебной экспертизы.
Работодатели, обращающиеся с исковыми заявлениями в суд, от уплаты пошлин и судебных расходов в доход государства не освобождаются, за исключением случаев прямо предусмотренных ГПК РФ.
Большое значение имеет вопрос, связанный со сроками обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
По спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, у работодателя есть 1 год со дня обнаружения причиненного вреда. При пропуске этих сроков по уважительной причине они могут быть восстановлены судом.
Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Верховный Суд РФ в Определении от 11 ноября 2005 г. № 69-В05-14 (далее — Определение ВС № 69-В05-14) указал, что вывод судебных инстанций о том, что уголовное преследование в отношении истца является уважительной причиной для восстановления срока обращения в суд в соответствии с п. 3 ст. 392 ТК РФ, нельзя признать правильным.
В законодательстве отсутствует перечень оснований восстановления пропущенных сроков, поэтому уважительность причин пропуска сроков обращения суд устанавливает в каждом конкретном случае. В соответствии с п. 5 постановления Пленума ВС РФ № 2 судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ч. 1 и 2 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности. Не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление. Исполнение Решений Ктс и Судов по Индивидуальным Трудовым Спорам.
Другой комментарий к статье 383 ТК РФ
§ 1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров — это процедура их разбирательства, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.
§ 2. Каждый юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью — см. о ней комментарий к ст. 385 ТК) является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.
Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется нормами главы 60 ТК (ст. 383 — 390).
Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390 — 397 главы 60 ТК и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, когда работнику предоставлено право обратиться в вышестоящий орган или в суд либо после обращения в вышестоящий орган, и не получив удовлетворяющего его решения, подать иск в суд. Такой спор не подведомствен КТС.
§ 3. Часть 2 ст. 383 ТК предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами.
Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных (а по сути — трудовых) споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).
Исходной базой для него послужила глава 60 ТК. В этом Законе сформулировано понятие индивидуального служебного спора (в основу которого положено понятие индивидуального трудового спора, данное в ст. 381 ТК), определены органы, которым предоставлено право такие споры рассматривать, порядок обращения, рассмотрения, принятия решений по спорам и исполнения решений, принятых специально для этого создаваемыми комиссиями.
Названный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд (см. гл. 16). Тем самым рассмотрение трудовых (служебных) споров государственных гражданских служащих вышестоящими органами отменено.
Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792) установил особенности порядка рассмотрения трудовых споров для судей РФ. Для прокурорских работников эти особенности (с точки зрения подведомственности их трудовых споров) установлены Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).
§ 4. В соответствии со ст. 6 ТК порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (как и коллективных) относится к предмету ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 383 ТК уточняет, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется этим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются также только федеральными законами. Исполнение Решений по Индивидуальным Трудовым Спорам Судом.
Порядок рассмотрения споров
Порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров в суде определяется Трудовым Кодексом РФ и нормами Гражданского Процессуального Кодекса РФ. Так, коллективные споры на начальном этапе могут быть рассмотрены примирительными комиссиями. В случаях, если достигнуть примирения на этом этапе не вышло, то дело может быть передано в трудовой арбитраж.
Для того чтобы начать трудовой индивидуальный спор, сотрудник, чьи права были нарушены, пишет заявление. В нем указываются все обстоятельства нарушения прав, контактные данные заявителя, работодателя, свидетелей, если таковые имеются. В течение десяти календарных дней КТС рассматривает это заявление, уведомляет отвечающую сторону. Если мирным путем урегулировать спор не получается, стороны в праве передать дело в суд.
Судебные органы тоже рассматривают заявление и материалы дела в установленный законом срок, после чего выносят решение. Его, при неудовлетворенности результата, можно обжаловать в течение шести месяцев. Однако если спор был разрешен Верховым Судом, то решение является окончательным. Исполнение Решений Суда Индивидуальным Трудовым Спорам.
Куда обращаться работнику для защиты своих прав?
С иском может также обратиться бывший сотрудник, трудовые взаимоотношения с которым были прекращены в связи с его увольнением. Восстановление работника на работе происходит только по решению суда. В судебном порядке решаются вопросы не только об установлении законности его увольнения, но и об изменении самой формулировки, по которой это увольнение произошло, т. к. эти вопросы напрямую связаны.
Важно! Работник при обращении в судебный орган с иском, касающимся нарушений его трудовых прав, освобождается, согласно статье 393 ТК РФ, от уплаты госпошлины.
Статья 393 ТК РФ — Освобождение работников от судебных расходов
При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
Если незаконным было решение КТС, то в суд могут обратиться представители профсоюза предприятия, а также работники прокуратуры.
Во всех перечисленных случаях сотрудник для суда является истцом, а работодатель – ответчиком. У работодателя есть только один повод, по которому он может подать заявление в суд и являться истцом. Этой причиной является возмещение причиненного предприятию материального вреда работником.