Федеральный Закон о Внесении Изменений в Федеральный Закон о Специальной Оценке Условий Труда
Федеральный закон от 21 февраля 2024 года №12-ФЗ. Федеральным законом создаются правовые механизмы, исключающие возможность обращения взыскания на денежные выплаты должника, которые носят социальный характер и не могут в соответствии с законодательством быть объектом обращения взыскания.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму депутатами Государственной Думы.
Федеральный закон принят Государственной Думой 12 февраля 2024 года, одобрен Советом Федерации 13 февраля 2024 года.
Федеральным законом создаются правовые механизмы, исключающие возможность обращения взыскания на денежные выплаты должника, которые носят социальный характер и не могут в соответствии с законодательством быть объектом обращения взыскания.
В частности, устанавливается, что лица, выплачивающие должнику заработную плату и другие доходы, в отношении которых статьями 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены ограничения и на которые не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчётных документах соответствующий код вида дохода.
Банк или другая кредитная организация, которые обслуживают счета должника, должны обеспечивать соблюдение требований, предусмотренных этими статьями, на основании сведений, указанных в расчётных документах лицами, выплачивающими должнику заработную плату и другие доходы.
Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых согласно законодательству установлен иммунитет, то банк или другая кредитная организация, обслуживающие счета должника, будут рассчитывать сумму денежных средств, на которую может быть обращено взыскание в порядке, установленном Минюстом России по согласованию с Банком России.
Кроме того, к видам доходов, на которые не может быть обращено взыскание, отнесены денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций. Вступили в Силу Изменения в Федеральный Закон о Специальной Оценке Условий Труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Ориентировочный порядок проведения специальной оценки условий труда рекомендует такую последовательность действий:
1. Подготовка сотрудничества. Организует и финансирует специальную оценку условий труда (СОУТ) работодатель. Он выбирает аккредитованную компанию и заключает с ней ГПД. Чтобы заинтересованным лицам было проще находить нужных специалистов, существует спецреестр. Все они применяют утвержденную приказом 33н методику проведения специальной оценки условий труда.
2. Приготовления. Издается локальный нормативный документ по формированию спецоценочной комиссии, которая:
• задействует уполномоченных от трудящихся (например, профсоюзных работников), представителей службы ОТ, других лиц;
• состоит из нечетного количества сотрудников предприятия, которое проходит СОУТ;
• возглавляется работодателем лично или назначенным им лицом (например, исполнительным директором).
Перед стартом работ составляется перечень РМ, нуждающихся в СОУТ. Важно определить, какие из них можно причислить к аналогичным. 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разрешает проводить СОУТ лишь на 20% подобных РМ, а итоговые выводы распространять на остальные 80%. Например, если в компании есть 100 аналогичных РМ, проводить (и оплачивать) СОУТ можно только для 20 из них. Получается хорошая экономия. Минимальное количество РМ, которые прорабатываются по этому принципу, – 2. Например, если аналогичными признаны только 5 РМ, СОУТ проводится для любых 2 из этих 5.
• оборудованные идентичными приспособлениями для работы, защиты трудящихся, аналогичными вентсистемами;
• предназначенные для обработки одинаковых исходных материалов;
• размещенные в типовых пространствах;
• требующие задействования трудящихся, профессии, режимы труда, СИЗ которых идентичны.
3. Определение ОПФ и ВПФ , причиняющих ущерб трудящимся. На этом этапе в дело вступают эксперты спецорганизации. Руководствуясь 33н-методикой проведения специальной оценки условий труда, они выясняют, указаны ли обнаруженные факторы в спецклассификаторах. Итоги рассматриваются и утверждаются на комиссии. Если совпадений не найдено, УТ относятся к допустимым. Это значит, что дальнейшие измерения проводить нет необходимости. По таким РМ в ГИТ подается декларация. Если же совпадения оказались найдены, профильные специалисты переходят к замерам.
4. Замеры. Их организуют в последовательности, изложенной в 33н-методике проведения специальной оценки условий труда. Все замеры документируются. Каждый из факторов требует оформления отдельного протокола. Позже УТ на РМ классифицируются по характеристикам совокупности факторов.
Для РМ, в пределах которых сложилась обстановка, делающая невозможным доступ специалистов-замерщиков, порядок проведения специальной оценки условий труда предписывает отнести УТ к опасным. Это фиксируется в спецпротоколе. Его копию отправляют в ГИТ не позже 10 дней после подписания оригинала. Это делается, даже когда спецоценка всего списка РМ еще не закончена.
5. Обработка результатов. В итоговый отчет вносится информация из:
• свидетельств, разрешений экспертной организации, подтверждающих ее право и возможность заниматься СОУТ, в том числе в компаниях определенного профиля;
• сводной ведомости спецоценки;
• заключений задействованных специалистов;
• рабочей документации комиссии, специалистов, экспертов (карт, протоколов измерений и тех, в которых прописывается решение об идентификации РМ как опасных (если они есть));
• списка проработанных РМ (включая аналогичные);
• трудоохранных мероприятий, разработанных для выбранных для спецоценки РМ. Федерального Закона о Специальной Оценке Условий Труда Которая Вносит Изменения.
Декларацию СОУТ сделали бессрочной
Вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2024 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Согласно документу, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда будет действовать бессрочно (вместо ранее предусмотренных пяти лет) в случае сохранения условий труда на рабочем месте.
Вместе с тем не меняется требование о проведении внеплановой СОУТ в отношении рабочих мест по факту наступления особых обстоятельств, включающих несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, нарушения государственных нормативных требований охраны труда.
Предусматривается, что положения Федерального закона о бессрочности действия декларации СОУТ применяются также в отношении действующих деклараций, внесённых в соответствующий реестр. О Внесении Изменений в фз о Специальной Оценке Условий Труда с Изменениями.
Ответы на распространенные вопросы на тему «426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2024»
Вопрос №1: Как часто проводится специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2024 года?
Ответ: Специальная оценка труда проводится на предприятии не реже 1 раза в 5 лет. Однако, из данного правила имеются исключения, предусмотренные Федеральным законом № 426-ФЗ. Срок исчисляется с даты утверждения отчета о проведении последней СОУТ.
Вопрос №2: Как быть с проведением специальной оценки труда в случае, если сотрудники, чьи рабочие места подлежат проверке, допущены к сведениям, составляющим государственную или охраняемую законом тайну?
Ответ: В таком случае проведение специальной оценки труда осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
Федеральный закон РФ от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
Федеральный закон РФ от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
О внесении поправок в Трудовой кодекс РФ, касающихся охраны труда
Предусматривается, что в целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Пункты 426-ФЗ, о которых многие забывают
Прежде всего, это работа с результатами специальной оценки условий труда. Этому посвящена статья 15 Федерального Закона. В первую очередь, не забывайте знакомить сотрудников с результатами СУОТ. А сводную ведомость и план мероприятий по ОТ, в результате, надо будет разместить на официальном сайте.
Второй немаловажный момент: внеплановая СОУТ. Как только на рабочем месте произошел несчастный случай или сменилось оборудование — нужно провести СОУТ еще раз. Подробнее — смотрите в 17-ой статье Закона о СУОТ.