Организация работы по охране труда
Разобраться сложном процессе организации труда на предприятии и свести к минимуму травматизм на производстве трудно даже опытным инженерам по охране труда. Поэтому важно сразу создать надежную систему, в которой все «разложено по полочкам». В данной статье своим опытом в создании такой системы делятся специалисты по охране труда предприятия по производству стекла «Триплекс», рассматривая поэтапный процесс контроля охраны труда на предприятиях.
Предприятие можно сравнить с большим, мощным кораблем, который твердо идет по волнам жизни, осознавая правильность выбранного пути. А правильный курс следования корабля зависит, прежде всего, от дальновидного и опытного командира, который крепко держит в своих руках штурвал, и слаженности действий его профессиональной команды.
Любому предприятию, как кораблю, необходима хорошая система навигации, которая позволит во время движения не натыкаться на отмели и подводные камни. Такой системой навигации на предприятии является организация контроля охраны труда. Специалистом системы навигации является на предприятии инженер по охране труда. Осуществление контроля охраны труда на предприятии можно разделить на множество этапов. Данные этапы необходимо рассматривать с учетом специфики организации. Их можно описать следующим образом.
1-Й ЭТАП – организация работы по охране труда на предприятии. Этап включает: Доклад Охрана Труда на Моем Предприятии.
- разработку системы управления охраны труда в предприятии;
- разработку положения об организации работы по охране труда на предприятии;
- издание приказа руководителя предприятия о возложении ответственности на должностных лиц за организацию работы по охране труда;
- внесение обязанностей должностных лиц по охране труда в их должностные инструкции.
- проведение вводного инструктажа по охране труда (с оформлением в журнале регистрации вводного инструктажа установленной формы);
- проведение первичных инструктажей по охране труда с оформлением стажировки, проведение повторных, целевых, внеплановых инструктажей по охране труда (с оформлением в журнале регистрации инструктажей);
- разработку программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
- разработку перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;
- разработку перечня вопросов, программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
- разработку перечня должностей тех руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;
- разработку перечня профессий работающих, которые должны проходить стажировку перед допуском к самостоятельной работе;
- оформление приказа руководителя предприятия о создании комиссии (комиссий) по проверке знаний работников по вопросам охраны труда (все члены комиссии и председатель комиссии в обязательном порядке обязаны сами пройти проверку знаний по вопросам охраны труда);
- разработку программы обучения по вопросам охраны труда;
- разработку вопросов экзаменационных билетов для проверки знаний по вопросам охраны труда;
- разработку графика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда;
- оформление протоколов заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда;
- внесение записей о проведенной проверке знаний по охране труда в удостоверения установленной формы.
Выводы
Положение по охране труда должно создаваться на каждом предприятии вне зависимости от форм собственности. Письмо разрабатывается специальной комиссией, службой по ОТ или отдельным специалистом по типовой форме, утвержденной приказом Минтруда №15.
Руководитель предприятия ставит подпись и печать, после чего положение считается вступившим в силу. Локальный акт должен храниться на предприятии от 45 до 75 лет. Дополнительноего требуется утвердить путем составления специального приказа.
Распоряжение об утверждении подписывается руководителем и направляется в отдел кадров. Там он должен храниться в журнале с приказами в течение пяти календарных лет и может потребоваться в ходе внешних и внутренних инспекций.
Актуальные проблемы в области охраны труда
В статье рассматриваются актуальные проблемы в области охраны труда, в первую очередь, что необходимо предпринять для создания безопасных условий труда, как использовать результаты специальной оценки условий труда.
Ключевые слова: профессиональная заболеваемость; условия труда; профилактика; риск; специальная оценка; травма.
Достигнутый уровень производства в РФ диктует необходимость реформирования системы управления охраной труда, переход от принципов реагирования на страховые случаи на их профилактику. Все большее значение приобретает управление профессиональными рисками повреждения здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Предстоит построить систему управления рисками на уровне государственного управления, а также на уровне организации.
С нашей точки зрения центров охраны труда считаем, что вопросы управления профессиональными рисками, функций и ответственности субъектов трудовых отношений за нарушения требований охраны труда, добровольного декларирования организациями соответствия условий труда государственным требованиям должны решаться через научные исследования, практику работы организаций по обеспечению безопасности труда, подготовку соответствующих методических рекомендаций.
По нашему мнению, специалисты по охране труда испытывают трудность в оценивании профессионального риска в практической работе, т.к. нормативов для оценки «риска» как количественной меры опасности нет. Основными критерии опасности установлены гигиенические нормативы – ПДК, ПДУ, ПДД и т.д., но они несут в себе зачастую частные значения. Данными категориями сложно руководствоваться в оценке вероятности возникновения опасности и размера возможного ущерба [2].
Трудности в оценке рисков возникают так же и по причине отсутствия в РФ базы данных (отказов оборудования, элементов, узлов, аварий и т.п.) по возникновению нежелательных происшествий в случаях нарушений требований охраны труда, но не приведшие к несчастным случаям. В странах Евросоюза ведется статистика травм и профзаболеваний с выдачей больничных листов, микротравм — без оформления больничных листов (отсутствие на рабочем месте короткое время) и различных производственных событий, которые не привели к травматизму работников, а повлияли лишь на остановку производства, но могли быть при определенных условиях и причиной травматизма. Обеспечение безопасности пока решается традиционными методами управления.
Риски могут возникать по причине природных, техногенных и социальных явлений. В разных экономиках техногенные и социальные риски могут иметь разный удельный вес. В Российской экономике снизить социальные риски (человеческий фактор) в настоящее время имеет большое значение не только для роста производства, но и в целом для демографии.
Под профессиональным риском (ПР) будем понимать вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, в том числе из-за некомпетентности специалиста в области охраны труда.
По мнению наших специалистов, исходными данными для оценки профессионального риска должны являться результаты:
- производственного контроля, проводимого согласно СП 1.1.1058-01;
- государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
- санитарно-эпидемиологической оценки производственного оборудования и продукции производственного назначения;
- специальная оценка (аттестация) рабочих мест, проводимой в соответствии с “Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”;
- сертификации в “Системе добровольной сертификации организаций, специалистов и технологических процессов в области охраны труда”.
Где хранится и сколько
Порядок хранения локального нормативного акта по ОТ определяется на усмотрение работодателя. Типовое положение об охране труда в 2024 году — не исключение. Для этой цели издается приказ, в котором указывается место хранения документа и ответственное за него лицо.
Что касается срока хранения документа, то он регламентирован законом — Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». В соответствии с этим законодательным актом, положение об ОТ подлежит хранению в течение 45 лет, а при наличии тяжелых, вредных и опасных условий труда — в течение 75 лет.
Раздел | Содержание |
---|---|
Общие положения | Цель, нормативная база |
Политика по ОТ | Принципы обеспечения безопасности рабочих условий |
Цели предприятия | Цели работодателя в области ОТ |
Обеспечение функционирования системы управления ОТ | Распределение обязанностей по ОТ между должностными лицами |
Процедуры по обеспечению ОТ | Порядок обучения и ознакомления с принципами ОТ. Перечень профессий, мероприятий по ОТ и рисков |
Планирование мероприятий по реализации процедур | Порядок подготовки, пересмотра и обновления плана процедур |
Контроль | Описание мероприятий по оценке условий труда |
Планирование улучшений | План по усовершенствованию системы ОТ |
Реагирование на аварии, травмы и несчастные случаи | Алгоритм действий в чрезвычайной ситуации |
Управление документами | Правила ведения и хранения документов по ОТ |
Планирование мероприятий по охране труда
Этот вид планирования является важнейшим элементом охраны труда на предприятии и представляет собой организационный процесс, осуществляемый руководством с целью обеспечения безопасности труда работников. Разработка плана позволяет равномерно распределить необходимые мероприятия во времени, а также определить примерный объем финансовых затрат, необходимых для их реализации.
План по охране труда на предприятии образца 2024 года представляет собой таблицу следующего вида: