Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 апреля 2008 г. N 261 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору"
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 9 августа 2004 г., ст. 3348), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-28-2008).
2. Считать не подлежащим применению постановление Федерального горного и промышленного надзора России (Госгортехнадзора России) от 8 июня 1999 г. N 40 «Об утверждении Положения о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах» (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 26 июля 1999 г., зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июля 1999 г., N 1819) после введения в действие настоящего приказа.
3. Направить настоящий приказ в Министерство юстиции Российской Федерации для государственной регистрации.
Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-28-2008)
1.1. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (происшествий) на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Порядок), разработан на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Служба), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 09.08.2004, ст. 3348), с учетом требований:
Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 28.07.1997, ст. 3588);
Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации N 48, 27.11.1995, ст. 4552);
Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (Собрание законодательства Российской Федерации N 13, 31.03.2003, ст. 1177);
Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации N 30, 28.07.1997, ст. 3589);
Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации N 3, 15.01.1996);
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации N 2, 14.01.2002, ст. 133);
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 1 (ч. I), 03.01.2005, ст. 16);
иных нормативных правовых актов Российской Федерации и руководящих документов Службы в установленной сфере деятельности.
1.2. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Службе, эксплуатируемых организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на территории Российской Федерации, в том числе оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
Ответственность за отсутствие Положения.
Не все организации, эксплуатирующие ОПО, знают о необходимости разработки такого документа, как ПРИ. Некоторые и вовсе узнают о его необходимости только из предписаний контролирующих органов, выданных в ходе осуществления ими проверки соблюдения на объекте законодательных требований. А в то же самое время, отсутствие положения по расследованиям причин инцидентов на опасном объекте может обернуться для него значительным штрафом согласно статье 9.1 «Кодекса об административных правонарушениях», и составить от 200 до 300 тысяч рублей.
Порядок разработки, утверждения и согласования «Положения о расследовании инцидентов».
Действующее законодательство РФ, регулирующее сферу промышленной безопасности, устанавливает требование к наличию ПРИ на каждом предприятии, не воспрещая при этом привлекать к его разработке сторонние организации. Самостоятельное составление ПРИ зачастую вызывают сложности у предприятий. Возможность обращения за разработкой Положения к специализированным компаниям обладает следующими преимуществами:
- Экономия материальных ресурсов предприятия. Услуга по разработке Положения, за весьма умеренную стоимость (от 25 тысяч рублей), избавит предприятие от взысканий со стороны надзорных организаций. Размеры штрафов, за нарушения в области промышленной безопасности, могут составлять суммы в десятки раз превышающие затраты на разработку ПРИ.
- Значительная экономия времени. Заказав специалистам разработку ПРИ, предприятие – заказчик может быть в уверенности получения качественного результата в заранее оговоренные сроки. Процедура составления Положения, как правило, занимает от 14 дней. Также следует учитывать, что по окончании разработки, ПРИ требует согласования с территориальным органом Ростехнадзора. Регламентом РТН, специалистам ведомства отводится 1 месяц на проверку подаваемых Положений. В случае если, представленное в Ростехнадзор, Положение будет иметь несоответствия, установленным требованиям, оно возвращается на доработку. После корректировки, процедура согласования длительностью 30 дней соответственно повторится, поэтому самостоятельная разработка ПРИ зачастую очень затягивается на стадии согласования, а порой и вовсе не реализуется. Предпоследняя стадия – утверждение Положения (перед его направлением на согласование в РТН). Это процесс его подписания специалистом, отвечающим за производственный контроль, и руководителем предприятия.
Установленная форма отчетности для предприятий эксплуатирующих ОПО.
Владельцы опасных производственных объектов, в процессе работы которых имели место происшествия, связанные с возникновением аварийных ситуаций, обязаны не реже одного раза в квартал предоставлять в органы Ростехнадзора нижеперечисленные отчетные данные:
- Количество возникших аварийных ситуаций за отчетный период.
- Поясняющая характеристика произошедших инцидентов.
- Установленные комиссией первопричины возникновения инцидентов.
- Перечень упреждающих мероприятий, ориентированных на минимизацию случаев возникновения аналогичных ситуаций.
Какая ответственность предусматривается законодательством за отсутствие положения?
Предприятия, эксплуатирующие ОПО, без утвержденного и согласованного Ростехнадзором «Положения о расследовании инцидентов» несут ответственность за несоблюдение установленных требований промышленной безопасности, согласно статьи 9.1 КоАП РФ. Данная статья Кодекса об Административных Нарушениях устанавливает следующие размеры штрафов:
Многие предприятия, деятельность которых связана с опасными веществами, не содержат в штате специалистов- экологов или инженеров по охране труда, отвечающих за соблюдение правил безопасности на предприятии. Чтобы не привлекать не компетентных сотрудников к выполнению задачи по оформлению положения ПРИ по ОПО, таким предприятиям целесообразно обратится в стороннюю организацию, отдав работу на аутсорсинг.
Преимущества обращения в центр «Стандарт».
Положение ПРИ по ОПО является документом строгой отчетности и должен быть составлен исходя их всех установленных нормами законодательства требований. Поэтому, очень важно, для его составления привлечь профессионалов, чтобы избежать неточностей в положении или нарушений правил его заполнения.
Многие предприятия, деятельность которых связана с опасными веществами, не содержат в штате специалистов- экологов или инженеров по охране труда, отвечающих за соблюдение правил безопасности на предприятии. Чтобы не привлекать не компетентных сотрудников к выполнению задачи по оформлению положения ПРИ по ОПО, таким предприятиям целесообразно обратится в стороннюю организацию, отдав работу на аутсорсинг.
Обратившись за услугами в центр «Стандарт», предприятие получит ряд существенных преимуществ: