Особенности прекращения трудового договора c педагогическим работником общеобразовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье подробно исследуются причины прекращения трудового контракта c сотрудниками в сфере преподавания, обусловленные уровнем ответственности педагога за здоровье и становление личности обучающегося. Описываются особенности деятельности педагога, важность и значимость ее задач и целей. Рассматривается наличие добавочных оснований прекращения трудовых отношений , связанных с дисциплинарными проступками. Такое Основание Для Увольнения Педагога по Инициативе Администрации Является Незаконным.

Отсутствие образования – основание для увольнения педагогического работника?

Если исходить из буквального толкования указанной выше нормы закона и профстандарта, то получается, что воспитатели без требуемого образования не могут работать в ДОУ. И такой точки зрения придерживались суды до недавнего времени, даже, несмотря на то, что без работы оставляли воспитателей, которые половину своей жизни посвятили образованию детей в рамках дошкольных организаций.

В эту несправедливую ситуацию пришлось вмешаться Конституционному Суду России. Женщина проработала около 25 лет воспитателем в дошкольных организациях, получила первую квалификационную категорию. Но в 2017 году работодатель решил, что педагог должен быть уволен, так как у неё не было необходимого по профстандарту образования. Воспитателю с большим профессиональным опытом предложили должность уборщицы, от которой она отказалась.

Педагог пыталась восстановить справедливость в суде, но несколько судебных инстанций признали законным увольнение педагогического работника по инициативе администрации из-за отсутствия образования. Можно сказать, что суды заняли формальный подход и не обратили внимания на профессиональные качества, опыт работы педагога.

Вы сталкивались с нарушением прав со стороны работодателей?
ДаНет, никогда

Хорошо, что воспитатель не остановилась после несправедливых решений суда и продолжила борьбу в Конституционном Суде России (Постановление КС РФ от 14.11.2018 года № 41-П). Высшая инстанция не применила формальный подход в этом деле, уделив внимание, прежде всего, личности воспитателя и защите её трудовых прав. Судом было указано на обязанность государства гарантировать гражданам, которые длительно осуществляют трудовую деятельность и успешны в профессиональном плане, уважение достоинства и трудовой чести при изменении правового регулирования, чтобы не изменить их правового положения исключительного по формальным критериям.

В данном случае образование и опыт работы воспитателя при устройстве на работу соответствовали действовавшим в тот момент нормативным требованиям. А увольнение педагога по инициативе работодателя было вызвано принятием Закона об образовании и профстандарта Педагога, которые начали действовать уже в период трудовой деятельности сотрудника.

Конституционный Суд России отметил, что введение в действие нового образовательного закона не предполагало, что оценке будет подвергаться наличие или отсутствие необходимого профильного образования у педагогических работников, которые уже работают по специальности и качественно выполняют свои трудовые обязанности.

Очень ценно, на наш взгляд, мнение судьи Конституционного Суда России К.В. Арановского по этому вопросу: «… заявительница провела как воспитатель, более четверти века доказывая свою пригодность к этой работе, умение обращаться с детьми и поддерживать нормальные отношения с родителями и работодателем. Заявительница к тому же, отчасти, обеспечена документами о длительных своих контактах с профессиональным образованием, которые прошли, надо думать, небесполезно и в конечном счете не навредили профессиональным и личным способностям, таким как эмпатия, терпение, интуиция, достоинство, порядочность и ответственность. Проходила она и аттестации, и курсы с отметками и категориями, т.е. все-таки исполняла документально-ритуальную часть в отношениях с профессионально-образовательной системой. Той, однако, мало знаков лояльности, и силой оспариваемого законодательства она требует, чтобы решающее значение имели ее дипломы, сертификаты и все им подобное, что подразумевает, между прочим, денежный интерес участников системы, а не только подчинение педагогов, воспитанников и родителей ее стандартам и административным изъявлениям». Основания Для Увольнения Педагогического Работника по Инициативе Администрации.

баннер

Увольнение педагогического работника

Здравствуйте! Я работаю в школе педагогом около года. Недавно (месяца 2 назад) у меня произошел конфликт с одной ученицей (родственницей директора). На меня написали жалобу. Саму жалобу я не видела, не читала, никаких документов о её прочтении, о выговоре не подписывала. Выговора не было. Директор предложила извиниться перед этой ученицей перед всем классом, что я и сделала (сама директор при извинениях не присутствовала). Немного позже, директор предложила мне поискать новое место работы, в связи с тем что она хочет взять на мое место одного из работников, а его должность сократить (этого работника увольнять по закону нельзя — мать ребенка до 3-х лет). На днях директор сказала, чтобы я уходила в отпуск с последующим увольнением, что она не хочет, цитирую: «Я не хочу Вас видеть». И сказала мне, что на меня написали еще жалобу, уже от другого ребенка около месяца назад. Саму жалобу она мне не показала, есть ли она или нет можно только догадываться. Никаких документов об увольнении я не подписывала, никаких жалоб, замечаний не подписывала. Могут ли меня уволить на основании жалоб 2-х и 1 месячной давности, с которыми меня не ознакомили, которых по факту может и не быть? Какие могут быть причины увольнения?

1. В российском трудовом законодательстве помимо общих оснований увольнения педагогического работника, имеются специальные, предусмотренные п.8 ст. 81 и ст. 336 Трудового Кодекса РФ. в соответствии со ст. 336 ТК РФ увольнение возможно, когда работником было совершено:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу.

Среди данных оснований Вам может быть непонятно, что является психическим насилием. Психическое насилие — это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправы), чтобы сломить волю к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психическое насилие может привести к нервному или даже психическому заболеванию, а также к формированию у обучающегося патологических черт характера, может затормозить развитие личности и повлечь формирование отрицательных (аморальных) черт.
Формами психического насилия являются:
— угрозы (запугивание) в адрес обучающегося;
— преднамеренная изоляция обучающегося;
— предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
— оскорбление и унижение достоинства;
— систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
— постоянная негативная характеристика обучающегося;
— демонстративное негативное отношение к обучающемуся;
— демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил; очевидное занижение оценки;
— настраивание коллектива против ребенка; создание в классе (учебной группе) конфликтующих групп; склонение ребенка к тайному информированию педагога о событиях, происходящих в классе (группе);
— принуждение ребенка жить по аморальным нормам.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дацко Наталья Петровна
Ключевые слова: дисциплинарные увольнения, педагогические работники, конфликт интересов, аморальный проступок.

Дисциплинарные увольнения педагогических работников в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

В результате проведенного анализа нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в области применения дисциплинарной ответственности в отношении педагогических работников , установлено, что при специальной дисциплинарной ответственности, к которой могут быть привлечены указанные субъекты, закон предусматривает ряд более строгих по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью мер дисциплинарного взыскания, в том числе дополнительных оснований для увольнения. Отмечено, что возрастающий интерес к таким увольнениям продиктован одним из новейших оснований дисциплинарных увольнение непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов , стороной которого он является. Обращено внимание на увольнение педагогического работника в связи с совершением аморального проступка, несовместимого с продолжением им данной работы. Выводы и предложения, представленные в статье, могут быть использованы в области правоприменения регулирования труда педагогических работников .

Дополнительные основания увольнения педагогического работника по инициативе работодателя Текст научной статьи по специальности «Право»

Автор раскрывает дополнительные основания увольнения педагогических работников по инициативе работодателя и аргументирует новую форму контракта между работником и работодателем.

🟠 Введите свои вопросы в форму для бесплатной консультации

Оцените, пожалуйста, публикацию:
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *